Лариса Ужовская
27.10.11
«Смысл жизни каждого - найти свое окно в небе»
Недавно состоялась наша встреча с талантливой и очень красивой женщиной, руководителем студии эстрадно-джазового вокала «Овация» Ларисой Александровной Ужовской. В конце октября студия отправится на международный конкурс в Париж, где будет представлять наш город в Европе. Об этом, о ее творчестве и жизни пошла наша речь.
- Лариса Александровна, Вы являетесь руководителем очень популярной в нашем городе студии эстрадно-джазового вокала «Овация», поведайте нашим читателям историю его создания?
- Несмотря на огромную популярность коллектива, он довольно молод - студия родилась в 2009 году. В ту пору директором дома культуры «Искра» была Наталья Владимировна Грошева. Она решила осуществить свой давний замысел - организовать вокальный коллектив. Я с удовольствием приняла ее приглашение, и вместе мы начали работу по его созданию, объявили о наборе в студию детей. Однажды, будучи на пасхальной службе в протестантской церкви, я услышала великолепное пение четырех южных корейцев. Так у нас в труппе появились четыре сногсшибательных голоса. Ну, а дальше как-то само собой очень быстро подобрались остальные участники.
- Бытует мнение: как корабль назовешь – так он и поплывет. Почему вы решили назвать свой ансамбль именно «Овация»?
- Особых мук по имянаречению не было. Название придумала Наталья Грошева. Овация - рукоплескание. В этом слове и ответ.
- Возникали какие-то сложности на начальном этапе работы ансамбля?
- У нас не было страшной борьбы за место под солнцем, хотя поначалу нас не замечали. А в целом, могу сказать открыто – наш путь был устлан розами. Руководство всегда шло нам навстречу, с первых дней мы ни в чем особо не нуждались: было предоставлено помещение, аппаратура. Все для того, чтобы развиваться творчески. Сейчас наша поддержка и опора - нынешний директор дома культуры «Искра» Марина Владимировна Капуста, за что ей низкий поклон.
- В каких стилях и направлениях Вы пробовали свои силы, и почему остановились именно на эстрадно-джазовом?
- Сначала был просто эстрадный стиль. Джаз - другая ступень, это очень интересный вид искусства, в данный момент довольно модный. Благо, в нашей стране сейчас никто ничего не запрещает. Есть у некоторых предвзятость, что дети должны петь детские песни. Бывают дети очень «продвинутые», им просто смешно петь детские песенки. На данный момент нет границ в стилях музыки, мы стараемся развиваться и идти в ногу со временем. В нашем арсенале есть композиции и из репертуара Джоша Гробана (неоклассика), и Андреа Бочелли. Был и рэперский дуэт, пока один из участников не ушел в армию. Я приветствую все новое и интересное, если чего-то не знаю, учусь этому. Недавно появилось в «Овации» и роковое направление.
- Лариса Александровна, говорят, что жизнь артиста — вечная дорога, которой нет конца. Как складывалась ваша судьба?
- Всю мою судьбу ознаменовал случай, который произошел в два года. Родители купили мне маленький рояль. В один из вечеров у нас выключили свет, я играла за роялем, и мама поставила на него свечу. Она перевернулась и оставила мне небольшой ожог на руке, шрам от которого есть и сейчас. Возможно, это был знак. Моя мама с юности мечтала, чтобы у нее была дочь, которую она назовет Ларисой, и она будет играть на фортепьяно. Так все и сложилось. Когда я окончила восьмой класс, дома было объявлено, что я буду поступать в музыкальное училище. Это повергло меня в шок. Я для себя видела будущее математика. Но пришлось поступить так, как решили родители. И в процессе учебы я начала находить себя. С класса фортепьяно я ушла, там мне было ужасно скучно, а в соседнем кабинете занимался хоровой класс, куда меня безумно влекло. Cчитаю, что в жизни ничего случайного не бывает - я перешла на дирижерское отделение. Там мне встретился педагог, который запрограммировал мою жизнь, - Вячеслав Григорьевич Клименко, преподаватель хорового отделения и ценитель духовной музыки. Переход на дирижерско-хоровое отделение я считаю поворотным моментом в своей жизни. Для меня будто открылось окно в небе. Наверное, еще одним поворотом стало произведение Перголези «Stabat mater», которое мы пели на занятиях. После этого я стала интересоваться нехарактерными для 15-летнего ребенка вещами, такими как философия, внутренние размышления. Это невероятно божественная музыка! Познав ее в 15 лет, только в 50 сбывалась мечта - моя капелла исполнила это произведение. 35 лет я хранила эти ноты как самое ценное, что может быть.
- Есть ли у Вас хореографическое образование?
- Нет, хореографического образования у меня нет. Это большой пробел, и я это осознаю. Поэтому Марина Владимировна пошла мне навстречу и пригласила для работы в коллективе хореографа. Мы очень этому рады, новый хореограф - настоящий профессионал своего дела.
- Как подбирается материал для концертных программ?
- Дети сами говорят, что они хотят исполнить, у всех есть мечты, а я уже смотрю, может ли ребенок спеть это. Ведь бас не может исполнять песни, написанные для теноров. В общем, мы решаем всем коллективом.
- Сколько ребят сейчас задействовано в вашем коллективе?
- На данный момент - 32 человека. Некоторые уходят в армию, некоторым просто необходим отдых. Но не было такого, чтобы ребенок уходил просто потому, что больше не хочет заниматься пением. Ребенок должен принимать решения сам, а к музыке нужно прийти сердцем, и уйти от него просто невозможно - любовь дело добровольное.
- Бывают ли у Вас как у руководителя периоды творческого кризиса?
- Я не знаю, что такое кризис! Бог всегда дает нам почву для работы. Бывает, у детей нет настроения, я отношусь к этому очень лояльно. А с кризисом, слава богу, мы пока не сталкивались. Меня вдохновляют дети. Когда я отдыхаю дома, чувствую себя обессиленной, но стоит прийти к моим ребятам - и я снова полна сил и энергии.
- Чем любите заниматься в свободное время, кроме музыки?
- Музыкой, я даже во сне ее слышу. Прихожу домой, сажусь за компьютер и снова слушаю музыку, отбираю материал. Я не могу, чтобы ребенок целый год пел одну и ту же песню. У них всегда в разработке по три песни одновременно, это минимум. Поэтому я все время в поиске нового, этим и занимаюсь все свое свободное время. Монотонность страшна во всем - в семье, в творчестве, поэтому фантазии детей дается полная свобода, как в костюмах, так и в выборе репертуара, да и в любом другом проявлении. Ведь если творческим порывам человека не давать выхода, он станет мизантропом и постепенно сам себя съест.
- Как, на Ваш взгляд, сейчас обстоит дело с культурой в нашем городе и в стране в целом?
- Я считаю, что какое бы влияние ни приписывали себе руководители различных учреждений, работают, в первую очередь, именно сотрудники среднего и низшего звена. Обычно большие начальники сменяются чаще, а руководители коллективов остаются.
Что изменилось после ухода из «Искры» прежнего директора? Ничего. Коллективы как работали, так и продолжают работать. Да, были лихие времена, когда учреждение просто гнобили. За полгода сменились два директора, но все пришло к тому, что во главе учреждения встал человек, с такой силой болеющий за свое дело, что за полгода «Искру» стало невозможно узнать. Но это все частности. Повторюсь, мое убеждение - никакие политические катаклизмы или кадровые перестановки не влияют на развитие культуры и искусства, так же как и на технический прогресс. Разве революции и войны убили творческую мысль? Нет. Поэзия и музыка, воздухоплавание и авиация, акваланг и подводные лодки... Всего и не перечислить! Все идет, как должно, и не надо переоценивать роль отдельных людей, особенно номенклатурного статуса. Мы достойны того уровня культуры, который имеем, и не стоит искать виновных в различных кабинетах.
Что касается проводимых в городе мероприятий, то, полагаю, здесь нельзя давать однозначные оценки. Совершенства нет - есть стремление к нему. И раньше мероприятия были и удачные, и неудачные, и сейчас. Что касается понятия «уровень культуры» - это просто сочетание слов. Регресса нет, его не может быть априори. Есть новое, которое может нравиться или не нравиться. Многие бывшие руководителя различных рангов впадают в грех гордыни и пытаются убедить окружающих, что с их уходом качество жизни становится хуже. Нет! Жизнь во всех своих проявлениях изменяется, а становится хуже или лучше - только в головах. Приведу пример. В 2009 году родилась студия «Овация». Первые выступления пришлись на отчетный концерт. Для апреля 2009 года, когда студии было всего полтора месяца, эти выступления были на троечку. Сейчас пересматриваю запись концерта и вижу, насколько морально и технически он устарел, как слабо выступили мои дети, те же самые, что сегодня достойно показывают себя и на концертах, и на международных конкурсах. Все идет вперед, что бы кто ни говорил. Конечно, личность руководителя имеет значение, но самое главное - руководитель должен видеть учреждение «в себе», а не себя в учреждении.
- Расскажите о планах на ближайшее будущее.
- Сейчас для «Овации» наступил период наибольшего благоприятствования. В декабре нынешнего года мы повторим программу «По страницам мировых мюзиклов» с добавлением новых номеров. А наше главное достижение - предстоящая в скором времени поездка в Париж на международный фестиваль «Париж, я люблю тебя», где будет много участников из разных стран мира. Я давно мечтала побывать на мероприятии именно такого уровня. Участвовать в различных международных конкурсах нам приходилось неоднократно, но фестиваль такого уровня и качества мы посетим впервые. Наш город будут представлять Николай Буров, Кристина Радченко и Кристина Гудзь. Я очень благодарна администрации города и управлению культуры за то, что они дали нам этот шанс. А еще весной несколько юношей из нашей труппы будут представлять Уссурийск на очередном международном фестивале.
- Каким Вы видите в будущем ансамбля, скажем, лет через десять?
- Моя главная мечта, чтобы мой ансамбль меня
пережил. Дай бог, придет человек, который сможет меня сменить, но пока такого
нет.
Беседовала Ксения Конд
Поделиться
Комментирование через сайт
Версия для печати
Новые гости портала:
Актеры Драматического театра ВВО Эльвира и Сергей Денежкины
Елена Воробей и ее звездные коллеги смогли удивить уссурийцев
Евгений Мухачёв: «Ушу помогает гармонично развиваться»
Маршрут построен: Краевед Нина Громыко называет интересные уголки Уссурийского городского округа
Гость портала: спортсмен по жизни Андрей Шереметьев
Гость портала: косплеер Елена Ахмадеева