Главная  /  Гость портала Дежурный по сайту

Михаил Руденко

25.08.14

Жить, творить и работать – вот мои дальнейшие планы!

Для того чтобы взять интервью у актёра, режиссёра или любой творческой личности, нетрудно найти достойный повод. Это может быть прорыв в профессиональной карьере, получение звания или особой награды или громкая премьера. Сегодняшний повод – уникальная возможность познакомиться с интересным и талантливым человеком, который приехал в наш провинциальный тихий город с тем, чтобы поставить спектакль по известному произведению А. И. Куприна «Поединок». Впрочем, если обратиться к театральной истории Уссурийска, то М. П. Руденко уже давно известен в кругу заядлых театралов…

Михаил Петрович Руденко родился в Приморском крае 14 сентября 1962 года. Ещё с ранней юности он решил посвятить свою жизнь Его Величеству Театру и отправился покорять Владивостокскую Академию Искусств. Затем началась блестящая карьера молодого артиста со сменой различных городов и театров: ТЮЗ во Владивостоке (ныне Театр молодёжи), Русский драматический театр имени Бестужева в Улан-Удэ, театр в Горьковской области, театр в Ашхабаде и, наконец, 14 лет работы в театре ДОРА (театр ВВО) в Уссурийске.

В военном театре он сыграл два десятка замечательных ролей в таких спектаклях, как: «Дикарь», «Полынь», «Изобретательная влюблённая» и многие другие. Особой ролью актёра можно назвать Незнамова из пьесы Островского «Без вины виноватые», которого уже давно называют «русским Гамлетом». К тому же ему удалось поучаствовать в небольшом эксперименте – вместе с другими актёрами города он сыграл в нашумевшем фильме «Спец». А ещё наряду с карьерой театрального актёра он поставил несколько спектаклей – детских сказок, и на протяжение нескольких лет обучал юных актеров в училище культуры (Приморский краевой колледж культуры). Причём его выпуски режиссёров и актёров можно смело назвать «звёздными». Затем, вполне обоснованно, он удостоился звания Заслуженного артиста России. Однако творческая натура и поиски себя заставили актёра отправиться в столицу нашей Родины, где он с успехом окончил высшие режиссёрские курсы. Параллельно с обучением Михаил Руденко пробовал свои силы в киноискусстве. За это время ему удалось сняться в нескольких сериалах. В этот же период он служил в Ногинском драматическом театре. Казалось бы, всё сложилось как нельзя лучше! Но вот тут-то и начинается самое интересное…

В 2009 году Михаилу Руденко поступило неожиданное предложение от драматического театра Уссурийска – стать главным режиссёром. Он принял его, и буквально за сезон застывший в своём движении театр обрёл новый репертуар, новых зрителей и новую жизнь. «Зойкина квартира», «Пир во время чумы», «Очень простая история», «Незамужняя женщина» и несколько ярких и удивительных детских сказок стали лучшими постановками того периода и сейчас по праву считаются «визитной карточкой» театра.

По мнению критиков и постоянных зрителей, все эти спектакли отличаются некой авангардностью, свежим взглядом на старые проблемы и незабываемой сценографией – костюмами, декорациями и прочими чудесами оформления сцены. Впоследствии этот театр по инициативе Михаила Руденко обрёл новое имя – Драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской. Но и этими творческими порывами актёр и режиссёр не ограничился!

В 2011 году он снова отправился в подмосковный Ногинск, где с головой погрузился в череду новых ролей, репетиций и гастролей… Там он снова взял на себя роль актёра. Но провидение опять привело его в наш город. Здесь в качестве режиссёра-постановщика он намеревается поставить классическое произведение из курса школьной программы - «Поединок»А. Куприна. С начала июня в театре ВВО началась яркая и шумная пора: репетиции нового спектакля…


- Михаил Петрович, почему Вы решили поставить именно это произведение?

- Я захотел ставить «Поединок» не сейчас и не вдруг. Ещё будучи студентом я прочитал его, повесть показалась мне удивительно острой и резкой, и я решил, что когда-нибудь воплощу в жизнь эту задумку… Причём меня всегда поражала эпоха, показанная в произведении – страна на сломе. Даже в советское время нельзя было так откровенно писать! А ещё, все фильмы по этой повести и постановки на сцене были с явным перекосом – любовная история где-то с боку, с припёку, а все видели только некую политизированность произведения. Главного героя Ромашова тогда считали чуть ли не каким-то диссидентом. Я думаю, что это абсолютно неправильное видение.


- А как Вы сами видите этого героя и воплощение его образа на сцене?

- Судьба главного героя – это жизнь «маленького человека», который претерпевает удары от всех и выглядит униженным и оскорблённым…

В тексте «Поединка» есть такие слова Ромашова, когда он напрямую обращается к Богу: «Бог, зачем ты отвернулся от меня? Я – маленький, я – слабый, я песчинка! Что я сделал тебе дурного, Бог? Ты ведь всё можешь, ты добрый, ты всё видишь – зачем же ты несправедлив ко мне, Бог?»… Я сам написал инсценировку и кроме названия автора - «Поединок» подписал небольшой заголовок – «Страдания юного прапорщика». Есть такое известное зарубежное произведение «Страдание юного Вертера». Так вот, мне показалось, что Ромашов – некая пародия на этого романтического героя, поэтому через всю мою постановку рефреном будет идти нелепая попытка главного героя быть пошловатым, развязным, смелым с женщинами, но… Ромашов – нелепое и слабое существо. Именно таким он будет в спектакле. А не таким, как его видят в старых постановках и фильмах – прекрасным офицером и карьеристом.


- А есть ли, на Ваш взгляд, у этого произведения какая-то особая «изюминка»?

- Эта «изюминка» в сложности самого произведения. Это мрачная тема взаимодействия «маленького человека» с окружающим миром и показ армии как особого государства со своими устоями и законами. Армейская тема – это тема закрытой жизни. Потом, у этой повести есть много перекличек с другими произведениями. Здесь есть что-то от Достоевского – некое копание в человеческой душе, и от Толстого – тот самый «толстовский паровоз» из Анны Карениной. Только в «Поединке» этот образ ассоциируется с Россией. Поезд и Россия – попытка сбежать из страны, туда, к лучшей жизни… Я сам, будучи в пути, на поезде, замечал такую картину – останавливаешься на маленьких станциях, и люди из провинции заглядывают в окна, думая, что в этом поезде какая-то особая красивая жизнь и далёкая сказка, до которой так хочется дотянуться! В общем, какая-то романтизация неизвестной жизни. Это тоже в какой-то степени будет выражено в этом спектакле.


- Раскройте завесу тайны, чем Вы собираетесь поразить зрителей?

- Прежде всего, я пошёл «от автора». Если в тексте, например, написано «все поют песню «Боже, царя храни»… то так оно будет и у меня. Я полностью следую за текстом А. Куприна. А ещё у нас будет ярко выражена любовная линия – Ромашов и Шурочка. Этот момент интересен тем, что с тех пор как будто ничего не изменилось. Женщина использует мужчину в своих целях… Всё как в наши дни! Могу даже сказать, что в конце, как и у автора, у нас будет завуалированная любовная сцена, некое соитие героев…

Кроме того, у нас совершенно уникальная хореография. Я пригласил для работы в спектакле хореографа Ольгу Зинченко, которую хорошо знаю ещё по училищу культуры. Она постаралась сделать так, что это будут не просто танцы, а драматический балет, когда герои произведения будут двигаться, жить и чувствовать «в музыку». Можно сказать, что она – режиссёр по пластике.К слову, за музыку в постановке отвечает Андрей Высоцкий, тоже профессионал своего дела. За художественное оформление – сценографию – Юрий Воронков, признанный мастер сцены. Если же говорить о музыке, то это будет классика – Игорь Стравинский и композиции Софьи Губайдулиной. Этого композитора не признавали в советские годы, а теперь её музыку уже считают современной классикой.

А вообще, я пригласил для работы над спектаклем только тех, с кем мне удобно и интересно взаимодействовать. Надеюсь, что нашими общими усилиями «Поединок. Страдания юного прапорщика» состоится.


- А какие актёры и актрисы будут заняты в этом спектакле?

- В нём будет задействована вся труппа. Все актёры, без исключения, начиная от народного артиста России Владимира Тютюнника и таких признанных мастеров сцены, как Маргарита Сотникова, Сергей Денежкин, Дмитрий Ступников и Александр Медведев, и заканчивая молодыми ребятами, которые делают свои первые серьёзные шаги в профессии. Можно сказать, что именно на начинающих актёров и делается главный упор. Например, на главную мужскую роль Юрия Ромашова назначен Василий Кирин – молодой артист. На главную женскую роль Шурочки выдвинуты две актрисы. Но кто они - пусть пока останется в тайне… Потом вы всё увидите сами!


- Скажите, на Ваш взгляд, уссурийская публика отличается от московской?

- Ничем не отличается. Просто в Москве 80 % людей, которые ходят в театр, – не москвичи, а приезжие, гости города. Можно даже сказать, что местная публика к театру несколько равнодушна и ходит только на нашумевшие премьеры или на каких-то приезжих мировых звёзд. А ещё в столице есть тенденция ходить на определённых артистов или постановки каких-то модных режиссёров. В общем, москвичей трудно удивить, в отличие от жителей провинции.


- Как Вы считаете, Ваша постановка удивит и порадует наших горожан?

- Я думаю, что именно так и будет. Все репетиции проходят продуктивно и плодотворно, всё идёт так, как я задумал. Мне очень хочется верить, что этот спектакль будет интересен большому кругу людей и молодёжи. Мне бы хотелось, чтобы «Поединок» тоже стал той самой нашумевшей и яркой премьерой, на которую с большим удовольствием пойдут люди!

В настоящий момент спектакль по факту почти готов. Остались лишь небольшие проблемы технического характера. В августе все актёры труппы уходят в отпуск, а я возвращаюсь в Москву. В сентябре я снова намереваюсь вернуться к репетициям и закончить начатое.


- Признайтесь, если бы Вам предложили занять пост главного режиссёра театра ВВО, Вы бы согласились на это предложение?

- Мне неоднократно поступало такое предложение, но… в Москве у меня свои творческие планы. Там я плотно занят в спектаклях Ногинского театра, идут новые репетиции, а мой агент ищет мне роли в кино. Я не могу всё это бросить, так как у меня слишком много обязательств перед другими людьми.


- Скажите, что Вам нравится больше – быть актёром или режиссёром?

- Та и другая профессия - прекрасны! Но в каждой из них свои нюансы… Если я занимаюсь актёрским делом, то прежде всего хочу, чтобы на меня, как на актёра, обратили внимание, оценили и заметили. В этой профессии я отвечаю только за себя. Если же я работаю как режиссёр, то ответственность удваивается и даже утраивается. Получается, что я несу в ней ответственность за каждого артиста. Можно даже сказать, что я за всех них играю роли. В общем, в режиссуре всё намного сложнее, задачи серьёзнее, а нагрузка просто огромная. Но и то, и другое мне очень нравится.


- А есть ли у Вас как у режиссёра спектакль мечты?

- Нет, это, на самом деле, всё ерунда! Это то же самое, что спрашивать актёра о роли мечты. Все всегда отвечают, что мечтают сыграть Гамлета. Постановкой мечты можно было бы назвать и «Поединок», но… Скорее, это не мечта, а всего лишь идея, которая давно витала в воздухе и ждала своего воплощения в жизнь. Сейчас она уже практически осуществилась. А насчёт мечты – не стоит жить иллюзиями и витать в облаках. Нужно быть реалистом и просто работать, а не мечтать.


- Расскажите о Ваших творческих планах.

- Жить, творить и работать – вот мои дальнейшие планы! Я, как и прежде, буду сниматься в кино, играть в театре, ставить новые спектакли. Но только если это всё будет существенно, важно и интересно.

А всех зрителей нашего города я приглашаю на открытие сезона. Я уверен, что эта постановка будет громкой и яркой премьерой и всем понравится!


Галина СИЛИНА  



Поделиться через мобильный

WhatsApp Viber Telegram

Поделиться



Комментирование через сайт



Новое сообщение
Имя*:
E-mail (будет скрыто):
 
 
Введите код:  
* Поля обязательные к заполнению






Версия для печати
                                                                           

Контакты:

8-914-341-50-54  WhatsApp
zolotouss@yandex.ru
julia-2708@yandex.ru
Подать объявление julia-2708@yandex.ru
692519, Уссурийск, ул. Тимирязева, 29

Информация для рекламодателей

Электронное периодическое издание "Золото Уссурийска".
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44673 от 20 апреля 2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель НУ "РИА АС МЕДИА"
Главный редактор Остапюк Владимир Николаевич
Работает на: Amiro CMS