Николай Столбоушкин
19.11.14«Я по-настоящему «заболел» театром»
Николай Константинович Столбоушкин родился 2 июня 1960 года, в Бугуруслане, Оренбургской области. Его родители – самые обычные люди. Отец – инженер - электрик, а мама - библиотекарь, любящая пение.
С самого раннего детства Николай тянулся к чтению и творчеству. Всё свободное время он проводил с книгой в руках или занимался в различных кружках по интересам. Тяга к творческой деятельности сначала привела его в драматический кружок, а затем заставила восхищаться кинематографом, и видеосъёмкой. Кроме того, был момент, когда он играл в вокально-инструментальном ансамбле и даже становился дипломантом конкурса чтецов. В общем, активность и разноплановость дарований - на лицо! Хорошо ещё и то, что на его пути встречались замечательные люди – наставники, педагоги, и просто те, кто направлял его кипучую энергию в правильное русло.
Случались, конечно, в его жизни и разочарования. После школы молодой человек мечтал заниматься журналистикой. К слову сказать, это тоже одно из увлечений нашего героя. Был период, когда он работал внештатным корреспондентом в радио – редакции. Однако мечте не дано было сбыться… Слишком жёсткий отбор на вступительных экзаменах на журналистский факультет, где он «провалился», стал настоящим «камнем преткновения».
В итоге, Николай Столбоушкин отправился в Львовское высшее военно-политическое училище и не прогадал. Дело в том, что в этом уникальном заведении готовили не только военных, но и культурно – просветительных работников. Причём, специалисты, выходящие из его стен, были «подкованы» в самых различных областях, и впоследствии пополняли ряды всех видов и родов Вооружённых Сил СССР. По сути, это училище не имело аналогов у нас в стране, да и сейчас подобное образование трудно где – либо получить. По воспоминаниям Николая Константиновича, будущих военных учили любить и понимать искусство и театр, да и просто быть образованными людьми с большим кругозором. В итоге, как – то постепенно в нём сложилось понимание, что в его жизни есть две опоры, два главных увлечения и два наиболее важных курса – военная служба и культурная деятельность. Именно это и определило его дальнейшие шаги…
Сразу после окончания училища, Николай Столбоушкин работал по специальности. Так, к примеру, до середины 90 – х годов он служил начальником гарнизонного дома офицеров в Спасске, пока в 1997 году его не перевели в Уссурийск. С этого периода наш герой и стал известен в городе своей театральной деятельностью…
Помимо должности начальника драматического театра ДВО, Николай Константинович выходил на сцену театра в качестве актёра. Заядлые и внимательные театралы могут вспомнить его небольшие, эпизодические роли в таких спектаклях, как «Баллада о солдате» и «Любовь до гроба» и некоторые другие.
В 1998 году он решил повысить своё театральное образование и направился в Хабаровский институт культуры и искусства, который с успехом закончил.
А в 2008 году он решил попробовать себя в качестве режиссёра. Первой его постановкой стал спектакль «Меня зовут мсье Ляппен». Эта искромётная и остроумная комедия пришлась по вкусу зрителям, и первый блин не стал комом, вопреки избитому выражению! Затем последовал ряд других не менее интересных и незабываемых спектаклей, которые навсегда вошли в историю театра и полюбились нашим горожанам. Так, забавные «Чеховские водевили» в своё время вызвали большой интерес не только у местных театралов, но и у опытных критиков. А ещё, как итог правильно выбранного пути и заслуг в театральной деятельности, Николай Столбоушкин удостоился высокого звания. Спустя 10 лет после работы в театре ДВО ему было присвоено звание - «Заслуженный работник культуры РФ».
Популярность театра ВВО претерпевала множество изменений: после громкой премьеры интерес горожан немного ослабевал, но «военные зрители» – офицеры и солдаты, всегда тянулись в ДОРА. В ноябре 2013 года театр ВВО принял участие в фестивале для драматических театров Вооружённых Сил РФ «Золотая маска». Тогда труппа из нашего города наряду с другими военными театрами ярко «засветилась» и показала себя. Несколько лет назад, в рамках празднования 66 годовщины окончания ВОВ, театр предпринял уникальные гастроли по гарнизонам Приморья, Хабаровского края, Амурской области и острова Сахалина. В Биробиджане, в благодарность артистам, творческому коллективу театра вручили Почётный Знак 1 степени «Во славу русского воинства».
Сейчас ярким конкурентом театру ВВО выступает театр имени В. Ф. Комиссаржевской, с его остросовременными и авангардными постановками, но… Истинный зритель давно приметил, что военный театр Уссурийска - это нечто особенное. В прошлые годы и сейчас он старается удивлять горожан самым главным – искренней и непревзойдённой игрой настоящих актёров, преданных Его Величеству Театру. В этом есть и значительная доля заслуги Николая Столбоушкина. Будучи человеком военным, подполковником, он смог внести немалую лепту в организационную и творческую работу большой и дружной театральной семьи, именуемой труппой театра ВВО. А недавно все работники Мельпомены ярко блеснули в спектакле по А. И. Куприну «Поединок. Страдания юного прапорщика», где он тоже «засветился», сыграв одну из эпизодических ролей. В короткой, но содержательной беседе директор театра ВВО раскрылся как большой профессионал, опытный начальник и просто интересная личность. Из этого рассказа можно понять, насколько искренне и навсегда он предан театру.
- Скажите, как и с чего у Вас появилось увлечение театром?
- Надо начать с того, что в Бугуруслане, где я родился, рядом с моим домом был театр имени Гоголя. Он был очень старый, дореволюционный… Возможно, нахождение рядом с ним и определило мою тягу к творчеству. Мама водила меня на детские спектакли, а чуть позже меня привлекли и взрослые постановки. Например, спектакль «Они сражались за Родину», который вызвал настоящий фурор! Потом я ходил во Дворец Пионеров, куда меня очень тянуло. Там был хороший драматический кружок. Позже в ДК «Юбилейный» я занимался в более серьёзном драматическом кружке И. Леонардова. Тогда я по-настоящему серьёзно «заболел» театром…
- Помимо театра у Вас были и другие интересные увлечения, что Вы можете рассказать о них?
- В 15 лет мне подарили видеокамеру. И тогда меня захватило новое увлечение – кино, кинематограф. У нас в городе была видео – студия «Юг – фильм». При ней снимал фильмы Юрий Гришин. Я помогал ему в курсовых работах, снимал «корометражки», и один раз даже «засветился» в одном мини – фильме. Кроме того, в свободное время я читал книги, буквально, «запоем». Со школы я часто бежал в библиотеку и был там завсегдатаем среди читателей. Если честно, то в школе я учился не особо блестяще. Точные науки мне не давались, я – гуманитарий. Кроме всего прочего, в детстве я писал стихи. Их даже печатали в местной газете «Бугурусланская правда». Сейчас, я, к сожалению, стихов не сочиняю – просто некогда. Потом, я ещё играл в ансамбле, занимался по классу баяна и ходил в авиамодельный спорт… Я пытался охватить множество кружков! Просто в те годы молодёжь много чем увлекалась. Так же я мечтал быть журналистом. После школы, в 1979 году я попытался поступить на журналистский факультет, но мне это не удалось. Не помогло и то, что у меня уже был опыт работы внештатным журналистом в радио – редакции. Как оказалось, попасть на этот факультет было крайне сложно… Однако, среди всех этих увлечений самая большая тяга у меня была именно к творчеству и театральной деятельности.
- Были ли в Вашей жизни люди, которые сформировали Вас, как личность и повлияли на Вас в профессиональном плане?
- В детстве, когда я занимался в театральном кружке, мне встретился интересный человек – Константин Шестаков. Он руководил театральным кружком во Дворце Пионеров и работал в театре имени Гоголя актёром. Будучи руководителем кружка, он прививал мне любовь к театру. В пьесах, которые он тогда ставил, я играл суворовца, разведчика и прочих патриотических героев… Так же, нельзя не вспомнить И. Леонардова, главного режиссёра театра имени Гоголя. Он был очень талантливым человеком. Он преподавал во Дворце «Юбилейный», а спектакли мы даже играли на подмостках профессионального театра имени Гоголя. Ещё судьба свела меня с Ю. Д. Гришиным, директором музыкальной школы, который одновременно увлекался кино. Впоследствии он стал Почётным жителем города. Кроме музыкальных дарований он прекрасно рисовал, писал стихи и снимал на видеокамеру интересные фильмы. Этот человек сыграл большую роль в моей жизни. Я и сейчас поддерживаю с ним отношения. Когда я бываю в родном городе, я встречаюсь и общаюсь с ним. Эти встречи стали для меня традицией и неким отчётом. Удивительно, но он до сих пор преподаёт, пишет сценарии и снимает замечательные фильмы, в том числе, с участием своих учеников! Все эти прекрасные люди, каждый по – своему, очень повлияли на меня.
- Какие воспоминания у Вас остались о Львовском высшем военном училище?
- Кроме занятий творчеством, я всегда мечтал стать военным. Во время обучения во Львовском высшем военно-политическом училище все эти интересы смогли воплотиться в реальность. Я поступил на факультет культурно – просветительской работы. Можно сказать, что это уникальное военное заведение, не имевшее аналогов. Там готовились не только военные журналисты, но и культурно – просветительские работники для всех видов и родов Вооружённых Сил СССР. Это были самые счастливые годы в моей жизни! Кроме стандартных военных общевойсковых дисциплин у нас на кафедре преподавалось искусство, мы изучали живопись, графику, танец, вокал и библиотековедение. Так же, у нас был замечательный струнный оркестр и обязательные музыкальные занятия. Кроме всего прочего, у нас существовала специализация «Театр», которую преподавал Иван Мирошниченко. Там мы играли в прекрасных спектаклях. Можно сказать, что и этот интересный человек, встретившийся в моей жизни, тоже стал моим учителем и много мне дал. В итоге, все выпускники, выходящие из стен училища, становились прекрасными специалистами с хорошим культурным образованием. С распадом СССР всё это кануло в Лету… В Москве есть нечто подобное – на базе Академии Министерства Обороны выпускают военных специалистов с культурным образованием. А такого училища, где я учился, пор сути не существует. Хотелось бы верить, что всё это возобновится, как в старые добрые времена.
- А как Вы узнали о драматическом театре ДВО в Уссурийске?
- Об этом театре я узнал ещё на первом курсе училища. Естественно, тогда я не мог и предположить, что когда-нибудь окажусь в этом городе, и уж тем более буду работать там… До того момента, как оказаться в театре ДВО, я прошёл все ступени карьерной лестницы и сменил несколько различных должностей. Я был начальником нескольких клубов, инструктором культпросвет отделения полит отдела, и был направлен в Спасск, где получил должность начальника клуба одного из полков. Это было в 1985 году. С 1990 по 1997 год я служил начальником Спасского гарнизонного Дома Офицеров. В 1997 году меня направили в ДОРА Уссурийска. Я сразу вступил на должность начальника драматического театра ДВО. В итоге, я уже проработал в нём 17 лет! В этой работе я попробовал на себе множество ролей – как директор театра осуществлял и продолжаю осуществлять административные и организаторские функции, работаю с людьми, в том числе, в качестве режиссёра - постановщика, и если это надо, выхожу на сцену, как актёр. Но больше всего, конечно, я занимаюсь именно административной работой – например, организовываю гастроли. Ведь наш театр – особенный. Подчас наша труппа едет туда, где не бывают другие театральные коллективы. В настоящее время в нашей стране из семи военных театров осталось всего шесть. Наш театр ВВО входит в их число.
Я всегда гордился им, и буду гордиться и дальше, потому что он уникальный, а главное, верный себе, своим театральным принципам и боевой славе. Несмотря на все реформы, преобразования и трудные времена, театр ВВО всегда ставил злободневные и острые вещи. Так, во время трагических событий в Афганистане и во время Чеченской кампании на нашей сцене игрались спектакли на эти актуальные темы.
- Почему Вы решили стать режиссёром, и какие спектакли Вы поставили?
- В 1998 году я получил второе высшее образование, окончив Государственный институт культуры и искусства в Хабаровске. Там я проучился пять лет. Просто тогда мне показалось, что моих знаний о театре недостаточно и нужно дальше совершенствоваться в этом направлении. Можно сказать, что обучаясь там, я обновил опыт и знания, которые у меня уже были. В 2008 году я сделал первую режиссёрскую пробу. Я поставил спектакль «Меня зовут мсье Ляппен». Получилась неплохая комедия. Среди других моих спектаклей: «Белая гвардия», «Чеховские водевили», «Белый лист», « Американская рулетка» и «Мамуля». Среди них больше всего комедий. Этот жанр мне наиболее близок и интересен.
- Скажите, а какой из поставленных спектаклей Вам наиболее дорог?
- В принципе, мне нравятся все спектакли, над которыми я работал. Можно сказать, что каждая постановка для меня, как ребёнок. Самым сложным спектаклем оказалась «Белая гвардия». Он мне тяжело дался, потому что там было много всего – танцы, использование иностранного языка и сложные репетиции. Самым близким мне, я считаю спектакль «Ночь святого Валентина». Он мне очень нравится и он более глубокий по авторскому решению, чем остальные. Так же, кроме «взрослых» постановок я поставил сказку «Спящая красавица». Признаюсь, над ним мне тоже пришлось «попотеть». Это только кажется, что детские спектакли намного легче ставить… Дети – особая аудитория, которую нелегко заинтересовать и перед которой нельзя врать.
- Есть ли у Вас, как у режиссёра, какой-то особый спектакль – мечта?
- У меня на рабочем столе лежит много различных пьес… Какие – то из них нравятся, какие – то – нет. Вообще я люблю драматурга Александра Островского. Я уже давно хочу поставить его пьесу «На всякого мудреца довольно простоты». Я считаю, что её сюжет до сих пор злободневный и актуальный в наши дни. Если вкратце, то там говорится о молодом человеке, который пытается добиться выгодного положения путём хитрости и обмана, пускает в ход любые бесчестные способы, и идёт к своей цели, буквально, «по головам». Такие люди встречаются и сейчас… По – моему, абсолютное созвучие с современностью! Так же, я мечтаю поставить сказку «Дюймовочка». В принципе, у меня много различных театральных задумок.
- Расскажите о Ваших театральных ролях, какая из них Вам наиболее близка?
- По большей части, это были эпизодические роли. Я играл Тальберга в спектакле «Белая гвардия», управдома Чижова в военной постановке «Так и будет», а в спектакле «Чеховские водевили», я сыграл сразу две небольшие роли – полицейского и чиновника. Из недавнего я могу назвать небольшую роль грозного «генерала – памятника» в премьере М. П. Руденко «Поединок. Страдания юного прапорщика». По задумке режиссёра этот персонаж – живой памятник одиозному военному чиновнику. Если говорить о том, над какой ролью мне было наиболее интересно работать, то, скорее всего, я назову Тальберга. Это – интересный персонах со сложным психологическим портретом. А вообще, все роли мне по – своему нравятся. Но я подчёркиваю, что не считаю себя артистом и играю только по необходимости. Режиссура привлекает меня гораздо больше.
- Недавно состоялась премьера по А. Куприну, «Поединок. Страдания юного прапорщика», как Вы её оцениваете?
- Я уверен, что «Поединок» не остался незамеченным. Был момент, когда после спектакля ко мне подходили люди, и, буквально, со слезами на глазах, благодарили за этот спектакль. Были среди зрителей и те, кто его не понял…
Несмотря на то, что подростки терпеливо сидели в зале до самого конца, но они пришли на постановку неподготовленными. Они не читали оригинальное произведение, и поэтому сюжет им был не совсем ясен. Беда современной молодёжи в том, что они мало читают. Я в своё время очень любил чтение и книги.
- Скажите, Вы довольны всем тем, что совершили в своей жизни или у вас остались какие -то нереализованные планы?
- Я считаю себя счастливым человеком! Все мои намеченные планы и мечты сбылись. Например, я хотел стать военным – и стал им. Я мечтал получить пост начальника Дома офицеров – и добился этого. Мне всегда нравился театр - и мне довелось пройти интересный путь от студийца до директора театра. В общем, всё, в целом, произошло в моей жизни так, как я задумал. В семейном плане я тоже вполне счастлив. У меня прекрасная семья. Глупо гневить Бога! Но вместе с тем я не собираюсь «почивать на лаврах» и останавливаться на достигнутом. Я стараюсь постоянно творить и создавать что – то новое.
- Поделитесь своими дальнейшими творческими планами, что Вы ещё намереваетесь сделать?
- Мне хотелось бы только одного – чтобы жил и процветал наш театр ВВО! Так же, хотелось бы «омолодить» группу, и чтобы все спектакли, которые в настоящее время «законсервированы», обрели новую жизнь. В настоящее время у нас проблемы с вакантным местом главного режиссёра. Мне хотелось бы видеть в этой должности молодого и энергичного человека с новым видением, который бы привнёс что – то новое в наш театр. А ещё, я давно мечтаю увидеть в роли главного режиссёра Михаила Руденко, поставившего «Поединок». Он сам много лет играл на этой сцене, хорошо знает всех актёров и специфику театра, поэтому лучшей кандидатуры, чем он, просто не найти. Я веду с ним переговоры на эту тему… Но пока он не соглашается ввиду большой занятости в Москве. Кроме всего прочего, мне необходимо решить множество бытовых проблем в театре, которые тоже имеют первостепенное значение. Если все эти «краеугольные» вопросы будут решены, и всё сложится в правильном направлении, то наш театр, действительно, будет процветать, привлекать и радовать зрителей!
Галина СИЛИНА
Поделиться
Комментирование через сайт
Версия для печати
Новые гости портала:
Актеры Драматического театра ВВО Эльвира и Сергей Денежкины
Елена Воробей и ее звездные коллеги смогли удивить уссурийцев
Евгений Мухачёв: «Ушу помогает гармонично развиваться»
Маршрут построен: Краевед Нина Громыко называет интересные уголки Уссурийского городского округа
Гость портала: спортсмен по жизни Андрей Шереметьев
Гость портала: косплеер Елена Ахмадеева