Владимир Тютюнник
25.03.15«Важно, чтобы артист любил и понимал искусство».
Владимир Григорьевич Тютюнник, актёр драматического театра ВВО, Народный артист России, режиссёр-постановщик и педагог театральных дисциплин в Приморском краевом колледже культуры.
В 2014 году ему довелось отметить сразу три юбилея: собственное 60 – летие, 40 лет работы в театре и 20 лет преподавательской деятельности в Колледже культуры. Причём, свой юбилей актёр встретил прямо на сцене театра ВВО, на премьере спектакля «Поединок». Так же, «под занавес» уходящего года, состоялся его бенефис – спектакль «Браво, конферансье!»
Зрителям Уссурийска не составит труда вспомнить лучшие роли Владимира Тютюнника. На протяжении многих лет горожане восхищались, удивлялись и радовались его героям – в комедиях и драматических спектаклях. Вот некоторые премьеры его театральных ролей: полковник Савельев из спектакля «Так и будет», Иван Осокин из драмы «Белый лист», Бернард в «Счастливом дне рождения», Бабс Баберлей в «Донне Люции», жулик в «Мамуле»… Так же на счету Владимира Григорьевича - ряд других постановок, в которых он сыграл ни больше ни меньше – 200 ролей, причём, не считая эпизодов! Однако, как говорил К. С. Станиславский: «Не бывает маленьких ролей – бывают маленькие актёры!». Владимир Григорьевич, как нельзя красноречиво, подтверждает это нехитрое правило. В любой сыгранной им роли – он ярок, заметен и неподражаем. Сам же актёр считает себя не более чем способным, а никак не талантом и уж тем более не гением… Но, признание публики многочисленные награды, например, Гран-при конкурса «Серебряный медальон» имени Андрея Присяжнюка, говорят сами за себя.
Помимо удачной театральной карьеры актёру довелось проявить себя в кинематографе. Так, он сыграл роль в нашумевшем фильме «Спец», снятом в нашем городе, и поучаствовал в многосерийном международном проекте «Корейская война», который, к сожалению, не показали у нас, в России.
Если говорить о значимости его педагогической работы, то за много лет обучения студентов в Колледже культуры, Владимир Григорьевич, как мастер курса и талантливый педагог, выпустил не один курс. Причём, случалось, что его ученики впоследствии пополняли ряды «новоиспечённых» артистов театра ВВО. А несколько способных ребят отправились покорять столицу нашей Родины и сумели поступить в театральные ВУЗы.
Помимо актёрского ремесла Владимир Тютюнник примерял на себя и другие смежные роли. Так, в качестве режиссёра он поставил более десятка детских спектаклей. Кроме того, он расширил свой привычный диапазон, на время став художником по костюмам, заведующим музыкальной частью, постановщиком театральных трюков и сценической пластики. Он не обошёл вниманием и написание сценариев и режиссуру парадов, а так же не раз становился ведущим торжественных мероприятий. Самым же необычным было то, что этот многогранный человек показал себя ещё и активным общественным деятелем. Он был избран депутатом краевых и городских советов и делегатом съезда Союза театральных деятелей. В общем, богатая палитра различных дарований, про которую можно сказать только одно – «Талантливый человек талантлив во всём!»
Однако в любой автобиографии интересного и неординарного человека всегда интересно узнать – как всё начиналось и почему произошло именно таким образом? Так вот, если проследить это, то окажется, что в удачной и блистательной актёрской судьбе правил бал Его Величество Случай. Но, обо всём по порядку…
Владимир Тютюнник родился 12 октября 1954 года, на Украине, в городе Кировоград. Он окончил Тюменский государственный институт искусств, факультет «Драматический актёр театра и кино». Данное учебное заведение он закончил с красным дипломом и получил пять предложений от разных театров. Однако, не один из них не давал отсрочки от армии, а срок для службы в рядах вооружённых сил, как раз подошёл… В итоге, молодому актёру повезло – в Казахстане, в местном театре ведущий артист уволился и главная роль в спектакле «Ревизор», да и сама постановка была под угрозой. А герой нашего повествования, как нарочно, был готовым Хлестаковым, да ещё и имёл при себе хороший козырь – амплуа острохарактерного актёра. В итоге, молодое дарование приняли в этот театр на заветную роль, которую он блистательно сыграл. Уже на другой день после премьеры произошло неслыханное – любимцу Фортуны присвоили сразу 1 актёрскую категорию!
Конечно, не обошлось без «закулисной возни» и недоумения коллег… Осенью 1974 года актёра вдруг призвали в армию – посадили в эшелон и распределили в ракетные войска. Через 15 суток он оказался на Дальнем Востоке, в посёлке Мылки в секретной воинской части посреди тайги. Позади остались сцена, театр и любимое призвание… В конце концов он взял и написал в Москву, с помёткой «В Кремль», не зная куда и кому писать по поводу горячего желания служить при каком-либо военном театре. Здесь снова вмешался счастливый случай, и письмо дошло до нужного адресата – Министерства Обороны! В итоге, пройдя все препоны, сержант, мечтающий о сцене, был направлен в Уссурийск, в театр ДВО. Здесь, пройдя путь от монтировщика сцены, и примерив на себя множество амплуа, он стал настоящим актёром, закончил службу и задержался на целых 40 лет!
Про это и многое другое Владимир Тютюнник поведал в частной беседе.
- Скажите, Вы, наверное, с ранних лет были очень увлечённым ребёнком?
- Родители в детстве заставляли меня ходить в музыкальную и художественную школу. Они старались повышать уровень моего общего развития. Я злился на них, а потом даже стал благодарен. Все эти умения впоследствии пригодились мне в жизни. Например, в спектакле я сам играл на баяне и гитаре.
- А как рано у Вас начали проявляться актёрские способности?
- В старших классах школы я пытался понравиться девочкам. Они предпочитали более взрослых, а я ничем особенным среди сверстников не выделялся. Пришлось стать душой компании! Я «травил» анекдоты, показывал пантомиму - пытался оказаться в центре внимания компании. В 10 классе я уже выступал в театре эстрады. Это был номер – парный конферанс, который назывался «Мама и Вовочка». Я играл этого самого Вовочку, а деньги за меня получал мой папа.
- Значит, у Вас с раннего детства была мечта – стать артистом?
- Я не верю людям, которые говорят, что о чём-то мечтают, что они с детства талантливы и станут кем-то… Я, даже поступая в институт, не знал, есть ли у меня способности. Всё получалось как-то само собой. Быть артистом – это для меня с детства было естественным состоянием. Вся атмосфера, связанная с творчеством, была для меня понятна. Например, я сам делал куклы, писал сценарии, изображал голоса других людей, крутил диафильмы и показывал целые номера… Причём, это нравилось не только мне, но и другим, кто это видел.
- А как можно определить - талантлив ли человек или нет?
- С понятием «талантливый человек» нужно поосторожнее. Просто бывают способные люди, бывают таланты, а бывают и гении. Например, для меня гений в музыке – Бетховен, а в литературе – Пушкин. В театральной сфере – это К. С. Станиславский. А талант, к примеру, Фаина Раневская. Талантливый человек - многогранен, он не замыкается в какой – то одной узкой специализации. Владимир Высоцкий, Леонид Филатов, Андрей Миронов, Михаил Боярский… Эти талантливые люди талантливы во всех ипостасях сразу. Причём, можно закончить студию или институт и не стать гениальным. В театре всё вообще по принципу «верю – не верю», как в системе Станиславского. Нужны хорошие наставники и учителя.
- А у Вас в театральном институте были хорошие наставники и учителя?
- Да, мне с этим очень повезло! Одним из моих наставников был Е. А. Плавинский, главный режиссёр Тюменского театра. Я навсегда запомнил его слова: «Театр, как первая любовь. Ты будишь его бросать, проклинать, но забыть его – невозможно!» Он учил меня тому, что в профессии актёра будут взлёты и падения. Нужно вовремя подняться после того, как опустился.
Также, в институте нас учила М. Н. Соловьёва, бывшая балерина, которая всю жизнь отдала служению искусству. Она обучала нас танцам, балетмейстерскому делу. У неё не было семьи, детей, потому что она отдала свою жизнь искусству, но все называли её «мама курса». Студенты были её личной жизнью. Так же я не могу не вспомнить М. П. Новакова, преподавателя сценического движения, трюковой пластики и фехтования. То, чему он учил, впоследствии пригодилось мне, как актёру и при постановке спектаклей в качестве режиссёра.
- Сейчас Вы сами педагог, как Вы считаете, что нужно молодым людям, которые хотят стать артистами?
- Помимо голоса, пластики и дарования, актёру нужна такая вещь, как интуиция. Также нельзя обойтись без обаяния. Возьмём Жан Поля Бельмондо – он некрасив, но в нём море обаяния! То же самое - Евгений Леонов – человек вроде бы ничего не делает, а притягивает к себе внимание. Потом, важно умение развиваться по жизни, постоянно повышать свой уровень, мастерство и интеллект. Ну, и, конечно, любить и понимать искусство!
- А что Вы скажите о современных студентах колледжа культуры, какие они?
- Современные студенты часто не могут ответить на вопросы. Они мало читают и бывают неподготовленными. Я считаю, что актёр и режиссёр должен уметь всё. А если чего-то не знаешь – не зазорно учиться. Например, студент утверждает: «Я не люблю балет!», или «Я не люблю кубизм!» А я говорю, что нужно быть в курсе всего и уметь обосновывать свой ответ – почему ты это не любишь? Вместо слов: «Я не люблю это!», лучше сказать: «Я этого не понимаю!» Я вот, например, не могу смотреть оперу, для меня более интересна драма, драматическое искусство. Не так давно у нас в ДОРА был концерт кубанского хора. Вот это – настоящая мощь! Зато то же самое нельзя сказать о выступлении Бориса Моисеева, который также к нам приезжал…
- Скажите, что ещё Вам нравится в искусстве, а что Вы не приемлите?
- Я не люблю «заумных» произведений и «бульварных романов». Мне нравятся фильмы Федерико Феллини – это настоящее запредельное искусство! Боевики по телевизору – это просмотр «на раз», они не оставляют после себя следа и ни чему не учат. Искусство должно воспитывать в человеке лучшее и прекрасное. Это как раз относится к театру. Только его особенность в том, что он только ставит вопросы, а отвечать на них должны сами зрители.
- А есть ли у Вас какие-то интересы, увлечения или хобби помимо искусства?
- Помимо театра я люблю «ковыряться» на даче, заниматься растениями на огороде. Мне нравится охота и рыбалка. А вот пассивный отдых, например, на море, или походы на природу, я ужасно не люблю! Пока раскладывают палатки, я уже начинаю скучать… Раньше я писал стихи, особенно в пору влюблённостей. Это была любовная лирика и философские темы. В юности мне также нравилось рисовать. Сейчас на это уже нет времени. Это всё давно ушло…
- Я знаю, что сейчас Вы пишете книгу, что это за произведение и о чём оно?
- Это будет историческая хроника про историю становление театра ВВО. Хронология за много лет и историческое эссе. Всё началось с того, что однажды мне поступило предложение от Союза театральных деятелей. Они сразу указали на меня, а руководство театра это одобрило. В итоге, мне дали грант на написание этой книги. Мне пришлось поднимать вырезки из старых газет, афиши самого раннего периода, актёрские шаржи и различные наброски, и делать полный исторический обзор. Там, где не хватало каких-то данных, пришлось включать фантазию. Сейчас всё находится в рукописном виде. Просто я плохо работаю с техникой и компьютером, но дети и внуки мне помогают. Конечно, я планирую выпустить книгу, но на самый малый тираж требуются деньги… Хорошо, если в итоге всё получится!
- А есть ли у Вас кумиры или люди, на которых Вы всегда равнялись?
- Кумиров у меня нет. У меня есть любимые актёры, например, Андрей Миронов. У меня нет идеала ни в людях, ни в женщинах. Я, конечно, могу флиртовать, но… Есть непреходящие вещи в этой жизни. Пожалуй, это относится к моей жене. Мне нравится её отношение к жизни. Несмотря на то, что по профессии она медик, у нас есть общие цели и взгляды. Были случаи, когда она выражало своё мнение по поводу моих ролей или театральных работ, и я к ним прислушивался. У меня прекрасная семья – трое детей. Одна из дочерей – актриса, другая – медик, а сын – инженер.
- Вы сыграли множество разноплановых ролей, какие из них – самые любимые, а какие дались наиболее тяжело?
- Мне нравятся такие роли, как Хлестаков, Бальзаминов, Донна Люция и Джимми в спектакле «Моя жена – лгунья». Так же, я могу отнести сюда свои драматические роли в «Трибунале», «Так и будет» и в «Белом листе». Одним из сложных спектаклей можно назвать Николая Буркини в спектакле – концерте «Браво, конферансье!» по пьесе Григория Горина. Это произведение изначально писалось для Андрея Миронова. По-актёрски это было очень интересно играть, и в герое просматривалось моё отношение к жизни. Но мне было довольно тяжело работать над этой ролью. Я переиграл практически всё – от сказок до сложных драматических произведений.
А вообще, я бы не стал называть роли любимыми и нелюбимыми. Лучше сказать «дорогая роль» или «самая сложная роль». А ещё, есть роли, проходящие мимо… Мне, как острохарактерному актёру, ближе всего комедия. Роль должна соотносится с психо-физическими данными. Вот я не заложен для героя. У меня другое амплуа. Несмотря на то, что искусство – довольно субъективная вещь, было бы, например, странно, если бы Евгений Леонов сыграл «Гамлета». Нет, я не спорю, что он бы справился с этой ролью, но… Комедийные роли у него получались гораздо лучше.
- Вы сорок лет отдали работе в театре ВВО, чего за эти годы было больше – хорошего или плохого, и не жалеете ли Вы, что связали свою судьбу именно с этим местом?
- За это время произошло много разного, интересного и необычного… Я не скрою, у меня было много предложений от других театров. Например, предлагали работать во Владивостоке, но не сложилось. Тогда всё было гораздо сложнее, всё решала партия и если тебе корректно отказали, то тут ничего нельзя было изменить. Потом, семья, бытовые вопросы, проблемы жилья и общественная нагрузка заставляли отказываться от многих предложений. То же самое можно сказать и про кино. Были предложения сняться, но приходилось отказываться. Впрочем, если у меня и есть сожаление, то небольшое. У меня были встречи с бывшими однокурсниками. Так, мне встретилась однокурсница, которая работает в Москве. Пусть в Москве, но роли у неё не главные, а я в нашем театре всегда на центральных ролях. Вообще, театр – это дело судьбы и случая. Здесь я сыграл более 200 ролей. Бывало, что в одном спектакле по несколько эпизодов. Часто бывала сильная загруженность и по несколько премьер в год. В 33 года я уже получил звание Заслуженного артиста, а в 2005 году – звание Народного артиста. Всё это было из-за обширной нагрузки, большой занятости в репертуаре театра и активной общественной жизни. Я получал множество наград, например, награду «За заслуги в искусстве». Публикаций в газетах тоже было достаточно. От Союза театральных деятелей я часто бывал на фестивалях в Москве. С гастролями труппа нашего театра объехала всю глубинку нашего края… В общем, у меня нет особой возможности на что-то обижаться!
- Поделитесь своими дальнейшими планами, чего бы Вы ещё хотели добиться в жизни и творчестве?
- Дадут новые роли – буду играть! Это всегда очень ответственно. Но сейчас нужно обратить особое внимание на здоровье. С ним есть некоторые проблемы. Также, я считаю, что нужно уметь вовремя остановиться. Плохо, если у актёра проблемы с памятью, он забывает реплики, но продолжает играть на сцене. Это неверно и выглядит жалко. Сейчас я больше не хочу «блистать». Я не хочу бурной актёрской деятельности. Я хочу покоя и любви!
Беседовала Галина СИЛИНА
Поделиться
Комментирование через сайт
Версия для печати
Новые гости портала:
Актеры Драматического театра ВВО Эльвира и Сергей Денежкины
Елена Воробей и ее звездные коллеги смогли удивить уссурийцев
Евгений Мухачёв: «Ушу помогает гармонично развиваться»
Маршрут построен: Краевед Нина Громыко называет интересные уголки Уссурийского городского округа
Гость портала: спортсмен по жизни Андрей Шереметьев
Гость портала: косплеер Елена Ахмадеева