Как Бородин расписался на Рейхстаге
06.05.16Историю фронтовика Игнатия Бородина поведала нашему корреспонденту Л.И. Могильниковой его дочь А.И. Коротенич.
Редко у кого увидишь архив участника войны, бережно собранный и оформленный детьми фронтовиков. А в семье Бородиных есть большая папка с документами, где в хронологической последовательности изложен текст, подкрепленный всеми материалами о большом жизненном пути главы этого большого рода. В нем, кроме родителей, которых уже нет, шестеро детей, 16 внуков и 15 правнуков. Родня ожидает рождения 40-го наследника рода Игнатия Ивановича.
Первая их увидела помощница редакции «Новой прессы» Л. И. Могильникова – бывшая сотрудница районной библиотеки из с. Борисовка.
Лидию Ивановну удивила кропотливо созданная история, в которой дочери до мельчайших подробностей отразили все факты, взятые из военного билета их отца И. И. Бородина, наградных документов, писем фронтовых времен и послевоенных лет.
Нашему внештатному корреспонденту показала папку старшая дочь ветерана Александра Игнатьевна Коротенич. По просьбе редакции Александра Игнатьевна приехала в Уссурийск и привезла бесценные материалы, чтобы мы разместили фотографии ее папы.
ПАРЕНЬ ИЗ-ПОД УЛЬЯНОВСКА
Знал ли босоногий Игнат Бородин, что в 16 лет для него навсегда закончится мир и спокойствие? Рожденный в августе 1924 года, он с первых дней войны пошел в Синдилевский райвоенкомат. На фронт его, конечно, не взяли, но предложили учиться. Имея всего 4 класса образования, он хотел получить воинскую специальность.
Так, в октябре 1942 года он курсант стрелкового полка оказался на выучке. Он овладевал рацией и азбукой Морзе. А 9 февраля следующего года 18-летний Игнатий Бородин, рядовой радист с личным знаком «19», после обучения прибыл в первый запасной полк 7-го батальона, где вскоре принял присягу на верность Родине.
Судя по документам, ему выдали пилотку, шинель, гимнастерку. Причем она, как и шаровары, была из хлопчатобумажной ткани. Нательная рубаха, кальсоны, портянки – все потом согревало бойца в холода. Была и солдатская обувь с обмотками. Ремня было два - поясной и брючный. А какой солдат пойдет в поход без вещмешка? Его, как в русской армии, по старинке еще ранцем означали в документах. В нем солдат всегда носил, кроме полотенца, котелка и ложки, еще и противогаз.
Из личного оружия Игнатий с первого дня обучения - 10 октября 1942 года, и до конца службы - 12 апреля 1946-го, в разное время имел карабин 2776, пистолеты-пулеметы Шпагина - ППШ 451 и ППШ 114.
НА ПЕРВОМ БЕЛОРУССКОМ
В составе своей стрелковой бригады Игнатий Бородин был более двух лет – с апреля 1943-го по июль 1945-го воевал на I Белорусском фронте. В своем 75 самоходно-артиллерийском полку он служил радистом-телеграфистом. Игнатий Иванович всю жизнь помнил свои позывные «Волга», «Сура», «6-й», «8-й». С ротой разведчиков ходил в тыл врага, где оперативные донесения радиста решали судьбы сотен красноармейцев и исход очередной операции.
Счастливчиком его не назовешь. Когда в 1943 году стрелковая бригада, в которой служил Игнатий Бородин, обороняла Москву, в одном из жестоких боев бойца контузило, и две недели он проходил лечение в санчасти.
Спустя год, в боях за освобождение Варшавы боец получил слепое осколочное ранение правой половины грудной клетки. Его направили в эвакогоспиталь, где врачи обнаружили очаг тяжелого воспаления вокруг осколка. Но операцию по поводу закрытого пневмоторокса делать не стали. И снова - фронт.
Русский солдат бил фашистов в боях во время форсирования Вислы. Кроме освобождения столицы Польши, он участвовал в сражениях на подступах к городу Лодзь, а потом брал и Берлин. Своим штыком боец расписался на стене рейхстага.
И ВСЁ ЖЕ БОРОДИНУ ПОВЕЗЛО!
Одну историю, когда Игнатий находился в шаге от смерти, он особенно запомнил. Да и образ фашиста в очках ему врезался в память на долгие годы.
- Машину, в которой мы ехали, подбило, - рассказывал он через много лет. - Немцы окружили меня и двоих наших ребят со всех сторон. До сих пор стоит у меня перед глазами один из них, фашист с гранатой в руке. Мы в упор смотрели друг на друга. Я и он разом кинули гранаты друг в друга. Видно, я чуток его опередил. Его убило, а меня ранило в лицо и руки. Опять пришлось в эвакогоспитале раны латать. С января по февраль 45-го лицо подлечили, а осколки в руках остались на всю жизнь.
- Мы были детьми, когда папа показывал, как у него под кожей застряли несколько кусочков вражеского снаряда, - рассказывает Александра Игнатьевна. – Металл хорошо прощупывался, когда мы прикасались к местам затянувшихся ран. Они были эхом войны…
В ПРОСЛАВЛЕННОМ ПОЛКУ
Заканчивал службу боец Игнат Бородин в составе 75-го самоходно-артиллерийского полка радистом-телеграфистом, где служил до декабря 1946 года. Командовали им полковник Потопов, а с марта по июнь победного 1945-го - гвардии майор Иван Гвоздиков.
27 июля 1944 года Указом Президиума ВС СССР «за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при форсировании реки Шара, за овладение городом Слоним и проявленные при этом доблесть и мужество» полк был удостоен ордена Красного Знамени.
Через полмесяца «за отличие в боях за овладение городом Брестом» полку было присвоено звание «Брестский». А 11 июня 1945 г. вышел Указ ВС СССР, в котором была отмечена последняя веха мая, вошедшего в историю планеты.
«За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении столицей Германии городом Берлин и проявленные при этом доблесть и мужество» полк был награжден орденом Кутузова III степени.
В честь такого события каждому бойцу, в том числе и Игнатию Бородину, вручили Благодарность Верховного Главнокомандующего И. В. Сталина, а 2 мая – еще и медаль «За взятие Берлина», чуть позже - «За победу над Германией 1941 – 1945 г.г.».
Ранее солдат был удостоен медалей «За отвагу» и «За освобождение Варшавы».
А уже 11 марта 1985 года вышел Указ ВС СССР о награждении И. И. Бородина, как и других оставшихся в живых фронтовиков, Орденом Отечественной войны 1 степени.
В то мирное время Игнатий Иванович продолжал битву за свое выживание с последствиями сражений на полях брани. Начиная с 1961 года, он одну за другой перенес несколько операций, лишившись нижних частей одного легкого, а потом и второго, откуда, наконец-то, извлекли осколки фашистского снаряда.
ОСТАВАЛСЯ НА ПЕРЕДНЕМ КРАЕ
- Наш отец и дед всю жизнь оставался на передовой линии, - рассказывает старшая дочь Александра. – Как только вернулся с фронта в родную деревню, он встретил нашу маму Елену и привел в дом своей матери. В 1949 году родилась я.
В Куйбышевской области Поволжья, где мы жили, было очень голодно. А тут объявили набор желающих переехать на Дальний Восток. Переселенцам пообещали бесплатный проезд, хорошие подъемные, готовое жилье и корову на новом месте проживания. Так, мои родители в начале 1950-х годов вместе с бабушкой привезли меня-кроху в Славянский район Приморья.
Теперь я живу в родительском доме. И хотя порой бывает одиноко, ведь я потеряла сына и мужа, но меня согревает энергия любви, сердечности и согласия, которая сохранилась от нашей большой семьи. Именно в такой атмосфере воспитывались мы - все шестеро детей. Теперь нас разбросала судьба, но по большим праздникам мы обязательно собираемся вместе в этом благословенном доме.
Девятого мая мы посетим могилы наших родителей, чтобы низко поклониться им за мужество, огромное трудолюбие и терпение. Как бы ни было тяжело, но всю жизнь наш отец-фронтовик оставался в строю. По мере своих сил он работал в колхозе «Заветы Ильича»...
Игнатий Иванович в 1970-е годы стал инвалидом второй группы. Чтобы обеспечивать семью, он держал хозяйство, много рыбачил на местных озерах и реке Шуфане. Его жена Елена Андреевна была дояркой, а потому часть забот о доме и детях заботливый отец, добрый хозяин брал на себя.
Для него и в селе находилась работа. При сельском совете он значился общественным воспитателем и объединял всех местных фронтовиков. Вместе с ними он выступал в Борисовской средней школе, где обучались и жили в интернате ребятишки из многих сел Уссурийского района. Среди учащихся были его сыновья и дочери. Игнатий Иванович проводил в классах уроки мужества, которые, спустя годы, стали популярными повсюду.
ПОЧЕТНЫЙ ВЕТЕРАН ГВАРДЕЙСКОЙ АРМИИ
Примечательно и то, что И. И. Бородин переписывался с активистами одного из первых отрядов «Поиск», который находил останки погибших фронтовиков и с почестями предавал их земле. Никаких корыстных целей молодежь тогда не преследовала. Ребята поддерживали связь с оставшимися в живых бойцами и советом ветеранов 208-й Краснознаменной Кенигсбергской стрелковой дивизии, в составе которой был и полк, в котором служил И. И. Бородин.
Игнатий Иванович помогал поисковикам устанавливать контакты с родными погибших, имена которых удавалось установить. Ведь он продолжал поддерживать связь со своими однополчанами и советом ветеранов дивизии и армии, которая после войны дислоцировалась в Свердловске (Екатеринбурге).
Игнатий Бородин был почетным ветераном 16 (11) гвардейской Армии. Его фотографии и воспоминания и теперь хранятся в музее этого соединения. От бывшего командующего 16 гвардейской армии, переименованной в 11-ю, Маршала Советского Союза Ованеса Баграмяна житель Уссурийского района И. И. Бородин получал поздравления и юбилейные медали. Фронтовик вел переписку и со своими однополчанами.
Игнатий Иванович всегда был отличным главой рода, мужем своей Елене Андреевне, отцом и дедом, отзывчивым и сердечным человеком. В памяти односельчан он остался честным тружеником и преданным своему Отечеству бойцом. Все его потомки и жители села гордятся подвигами этого скромного по характеру рядового русского солдата, который никогда в жизни не сдавался перед суровыми испытаниями.
Записала Татьяна РОМАНОВА





























