Главная  /  Новости Уссурийска Дежурный по сайту


О героях Хасана и предателе Люшкове

10.11.16

Сталинский режим, кровожадные большевики во главе с Лениным, не страна, а один большой ГУЛАГ. И фильмы все про это. Да, было в нашей истории много грязи, но и хорошего было предостаточно. И личности в этой истории были разные. Я не понимаю, почему последнего царя возвели в лик святых, но ведь по его команде расстреляли безоружных людей 9 января 1905 года, известное как кровавое воскресенье.


И сегодня, почему то постоянно забывают о том, что между гражданской войной и Великой Отечественной, за двадцать лет, уже именно большевиками была проведена коллективизация сельского хозяйства, индустриализация промышленности и культурная революция. И в Великой Отечественной войне именно наш народ победил фашизм. Про Сталина главный враг нашей страны Черчиль сказал, что он принял Россию с деревянной сохой, а сдал с ядерной бомбой. А сегодня мы просто «доедаем» то, что было создано еще в советское время. Только «доедаем» по-разному. Кому вершки, а кому и корешки. И последние двадцать пять лет «новой жизни» лично меня абсолютно не убедили в том, что сегодня лучше, чем было вчера, а рынок – это панацея от всех бед. Созданное десятилетиями всем народом присвоено какими-то личностями за копейки. Взять хотя бы наш ЛВРЗ, который начинал свою историю еще в позапрошлом веке с железнодорожных мастерских. Или МЖК, сахарный комбинат, «картонку». Наши деды и прадеды строили эти предприятия, вытягивая из себя последние жилы, недоедая и недосыпая. И что в результате? Сегодня это принадлежит кому-то, но только не народу. Частная собственность, так сказать. Которая, по задумке сверху, будет на народ работать. Как она «работает», объяснять даже глухому не надо. Неправильно все это. Как и в сегодняшней трактовке истории. Уже договорились до того, что Лазо в топке никто не сжигал, Виталий Банивур был бандитом, Карбышева в мороз водой не поливали, Арсеньева отравили большевики и вообще вся история Приморья советского периода состоит из мифов. Мол, нет документального подтверждения. Будто японцы должны были акт составить с подписями, кого они сожгли в топке паровоза.


Могу согласиться, некоторая идеологизация имела место в трактовке тех или иных событий. Так государству было надо. Помню, как сам, учась в школе, задал вопрос преподавателю, почему Матросову за его подвиг присвоили звание Героя, и его имя стало на слуху, а кто до него закрывал своим телом амбразуру, награждали только орденами и про них ничего неизвестно? Или почему Николай Гастелло за то, что направил свой горящий самолет в колонну немецких машин и стал Героем, а про то, что в самолете еще находилось два члена экипажа, про это тоже мало что известно. Хотя, если честно разобраться, сегодня спроси школьника про Гастелло, Матросова или Карбышева, на тебя странно посмотрят.


Поэтому к истории нашей надо подходить с уважением, гордиться ею. К сожалению, сегодня происходит все наоборот. Правда в истории нужна, но чтобы ее понять, нужно врасти в ту обстановку в стране, вжиться в нее. Это касается и тех событий, которые произошли в августе 1938 года и мы называем их военным конфликтом у озера Хасан.


Общая трактовка известна. Японцы давно хотели прощупать крепость наших дальневосточных рубежей, выбрали место, напали и получили отпор. 26 наших воинов стали Героями Советского Союза, шесть тысяч были награждены орденами и медалями. Правда, наши боевые потери были больше, чем с японской стороны, кстати, как и в финском конфликте в 1939-1940 годах. На Хасане мы свою землю отстояли, но какой ценой? 865 потеряли убитыми, 95 пропали без вести или в плен, 3279 было ранено. Причина таких больших потерь одна: не были готовы воевать. И не умели. Простой пример: бойцы кидали гранату, не взведя ее. В японцев летела обыкновенная болванка, которая не взрывалась. И таких случаев была масса. Поэтому и победа досталась большой кровью и благодаря героизму наших солдат. Войска под руководством легендарного героя гражданской войны Блюхера оказались не готовы к отражению. Есть такая поговорка: старая слава новую любит. Генерал армии Шкадов позже скажет, что количественное превосходство в боевой технике, которое было на нашей стороне, само по себе не обеспечивает победы. А с кадрами на тот период в ОКДВА была большая проблема. И главная причина в этом - массовые политические репрессии летом 1937 года. Долгое время в Уссурийске в районе улиц Комсомольская - Ленинградская размещалась воинская часть, которую в народе называли «румынским полком», а бойцов и офицеров – «румынами». Почему «румыны»? Народная молва гласит, что как-то в семидесятых годах в ожидании важной московской комиссии во главе с Маршалом Советского Союза Якубовским в полку все приводили в порядок. Дошло дело до хлопчатобумажного обмундирования, а оно на бойцах было все выцветшее от постоянных занятий в поле. Боевой подготовкой в те времена занимались напряженно. И кто-то предложил белье выстирать в махорке, вернее, выварить, чтобы оно приняло первоначальный зеленый цвет.


После этой процедуры зеленый цвет обмундирование приняло, но не первоначальный, а ядовито зеленый. Построился полк на строевой смотр на плацу, маршал прибыл, посмотрел на построенное войско, и спрашивает у сопровождающих его местных начальников: «А что это за румыны стоят?» Так и пошло – румыны да румыны.


Хотя если серьезно, мало кто знает, что это был 231-й мотострелковый полк, который в 1938 году принимал участие в боевых действиях на Хасане, и ВРИД командира полка капитан Провалов, зубной врач Бегоулев и пулеметчик красноармеец Гуденко за мужество и героизм стали Героями Советского Союза. Только полк назывался тогда 120-й стрелковый, и он тоже был практически обезглавлен политическими репрессиями. Простой пример. Командир 120 СП полковник Марков 10 июля 1937 года дает служебную характеристику на своего командира батальона капитана Чиркунова: «Командовал батальоном шесть лет. Тактику в сложной обстановке боя с приданной техникой знает хорошо. Может организовать бой стрелкового полка». Однако комиссар полка делает приписку, что «иногда допускал случаи политической невыдержанности». И вместо выдвижения на должность начальника штаба полка Чиркунова исключили из партии, а затем и арестовали органы НКВД. Поэтому и 120-й полк в бой повели ВРИД командира полка капитан Провалов, ВРИД военкома Белорусский и ВРИД начальника штаба капитан Ильичев. С задачей они справились, но не сразу, неся при этом большие потери.


За время боев со 2 по 11 августа 1938 года полк потерял убитыми 14 средних командиров и 83 красноармейца и младших командира, раненными 54 средних командира и 740 красноармейцев и младших командиров. Эти данные я взял из исторического формуляра 231-ого мотострелкового полка, последнего из тех частей, которые воевали на Хасане. Вот вам и сохранение боевых традиций, память о подвиге наших дедов и отцов. Кстати, этот полк принимал участие в завершающем этапе Великой Отечественной войны опять в борьбе с японскими милитаристами с 8 августа по декабрь 1945 года.


Теперь о том, что долгое время умалчивалось и почему японцы так уверенно совершили свою вооруженную вылазку именно на Хасане, а не в другом месте.


В конце июля 1937 года на должность начальника УНКВД прибыл Генрих Самойлович Люшков. Наделенный неограниченными полномочиями, Люшков арестовал весь руководящий состав УГБ пограничной службы. «Подвиги» этого «верного сына партии» можно перечислять долго.


23 ноября 1937 года одна из газет Дальнего Востока напечатала такие стихи:


От нашего округа есть кандидаты,

Товарищ Черпак и товарищ Люшков,

Достойные будут они депутаты

От всех, кто бороться за счастье готов.

Генрих Самойлович – старый чекист

И честный защитник свободы.

А Павел Черпак – молодой активист,

Он вырос в советские годы.


«Я счастлив, что принадлежу к числу работников карательных органов нашей страны, которые под руководством сталинского наркома государственной безопасности ведут борьбу со всеми врагами родины…», писал в одной из газет комиссар госбезопасности Люшков. Враги – это первый секретарь Уссурийского обкома ВКП(б), делегат 17-ого съезда партии Овчинников, председатель Уссурийского облисполкома Мишин, другие преданные делу работники. Узнав через год своего пребывания на Дальнем Востоке, что с Новосибирска ему на смену едет Горбач, Люшков прибыл в Посьетский пограничный отряд, якобы для встречи с агентом, убыл на границу и пропал. В действительности – сбежал и сдался японцам. А потом начал «сдавать» все, что знал в соответствии со своим положением в иерархии НКВД, выдавая себя за ярого антисталиниста. Тогда он и довел до японцев, что в районе Хасана, стыка трех границ, войск у Советского Союза практически нет, а только малочисленный пограничный заслон.


У большинства предателей бесславный конец. Такой же он был и у Люшкова. Причем от самих же японцев, которые его и застрелили в августе 1945 года. При попытке поторговаться за свою жизнь. Отношение к предателям везде одинаково.


Помнят ли сегодня подвиг наших командиров и красноармейцев по защите нашей Родины в 1938 году на Хасане в нашем родном Уссурийске? К сожалению, не очень сильно.


Полка, который принимал участие в боевых действиях, уже нет. Сократили. В музее ДОРА есть материал и экспозиция, посвященная уссурийцам – хасанцам, которая бережно сохраняется Валентином Иосифовичем Лясковским. И памятная доска, установленная в сентябре 2013 года по инициативе лидера уссурийского отделения общественной организации «Боевое братство» Евгением Танасьевым на доме по улице Владшоссе, 24а, в котором 37 лет прожил прототип одного из героев популярной песни братьев Покрас «Три танкиста, три веселых друга» Николай Сергеевич Житенев.


Памятная доска об одном из скромных героев военного конфликта у озера Хасан.


Виталий ТЮРИН




Поделиться через мобильный

WhatsApp Viber Telegram

Поделиться



Комментирование через сайт

Местный | 10.11.16 22:38


"Узнав через год своего пребывания на Дальнем Востоке, что с Новосибирска ему на смену едет Горбач, Люшков прибыл в Посьетский пограничный отряд, якобы для встречи с агентом, убыл на границу и пропал".
История понятная и тоже сегодня замалчиваемая. На смену Ежову 25 ноября 1938 года наркомом внутренних дел СССР был назначен Л. П. Берия.
С его приходом на пост главы НКВД масштабы репрессий резко сократились. В 1939—1940 годах было освобождено и реабилитировано подавляющее большинство лиц, невинно осуждённых в 1937—1938 годах. По данным, приводимым самым компетентным исследователем «репрессий» В. Н. Земсковым, в 1938 году было освобождено 279 966 человек. Берия не только восстановил социалистическую законность, но и организовал чистку в рядах НКВД в ходе которой были осуждены те, кто в 1937 фабриковал дела на невиновных. Люшков, виновный в нарушении закона и гибели многих не за, что расстрелянных людей, точно знал, что его будут не замещать, а арестовывать – вот и сбежал. Удивительно, как его еще не реабилитировали. Ведь реабилитация по хрущевски и ельцински проводилась компанейски, зачастую реабилитировались и бандиты и насильники и те самые следователи «стервятники» Ягоды и Ежова, отправившие в тюрьмы и на расстрел тысячи ни в чем не повинных людей. Их тоже приписали к жертвам репрессий – для количества, впрочем как и организатора «кровавого 1937 года» Ежова, которого реабилитировали в 1956 году, хрущевские лизоблюды.
Спасибо автору за статью! Очень интересно, хотя и не бесспорно.



Новое сообщение
Имя*:
E-mail (будет скрыто):
 
 
Введите код:  
* Поля обязательные к заполнению






Золотые предложения Уссурийска































                                                                           

Контакты:

8-914-341-50-54  WhatsApp
zolotouss@yandex.ru
julia-2708@yandex.ru
Подать объявление julia-2708@yandex.ru
692519, Уссурийск, ул. Тимирязева, 29

Информация для рекламодателей

Электронное периодическое издание "Золото Уссурийска".
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-44673 от 20 апреля 2011 г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Учредитель НУ "РИА АС МЕДИА"
Главный редактор Остапюк Владимир Николаевич
Работает на: Amiro CMS