Этот нелёгкий груз свободы
18.11.14Молодой священник Александр Стеценко организовал в Уссурийске центр социальной адаптации «Обитель возрождения».
Вот уже 10 лет он является спасательным кругом для людей, большинство из которых здесь привыкают разумно пользоваться свободой.
С ЧЕГО НАЧАЛОСЬ МИЛОСЕРДИЕ?
Уроженцу Черкасской области Украины, сыну военного из младшего офицерского состава, довелось скитаться по северам, жить на Курилах и в других уголках Дальнего Востока.
- В 90-е я насмотрелся на военных, - делится пастор. - Большинство из них, отслужив государству, начинали жить для себя. Чем это заканчивалось? Чаще всего выпивками и болезнями. Сыновья, как правило, повторяли судьбу отцов. Меня такая «перспектива» не привлекала.
На здоровый образ жизни у него тоже свой взгляд. Будучи подростком, увлекся наркотиками. Это едва не закончилось трагически. Тяжелейший анафилактический шок от передозировки привел к полному забвению. Тогда 16-летний юноша по непонятным ему законам природы взирал на свое почти бездыханное тело как бы со стороны. При этом Саша даже услышал безнадежные прогнозы врачей…
Как только очнулся, вдруг начал молиться о своем спасении и дал зарок служить Господу и страждущим людям. Для этого даже избрал гуманитарное образование, которое чуть позже получил в Санкт-Петербурге.
В конце девяностых Александр открыл «Возрождение» - благотворительный центр помощи бывшим осужденным. Через него прошли более пятисот нуждающихся в социальной реабилитации. В 1999 году проект целеустремленного духовника, совсем еще юноши, поддержали сразу несколько христианских церквей Владивостока. Сейчас помогает только одна «Благая весть».
Насколько актуальными остаются такие шаги А. И. Стеценко? Как он считает, в Приморском крае заключенных содержат почти двадцать исправительных колоний. Каждая выпускает на волю около ста человек в год. Из двух тысяч освободившихся лишь у половины есть свой очаг и родные люди, которые ждут возвращения осужденного. А более тысячи ничего не имеют за душой. Куда им деваться?
Александр за десять лет своей благотворительной деятельности изучил эту проблему, что называется, изнутри. Несколько дней в неделю он проводит в ИК, где читает проповеди заключенным, слушает их горькие исповеди. После освобождения желающие на время привыкания к свободе поселяются в «Возрождении».
СЕКРЕТА НИКАКОГО НЕТ
- Александр Иванович, вы берете под свою опеку в основном людей, злоупотребляющих алкоголем. А куда направляете бывших осужденных, страдающих наркологической зависимостью и желающих стать на путь исправления именно в реабилитационном центре при христианском храме?
- В Уссурийске и во Владивостоке есть обители «Дом жизни». На их базе работают психологи и другие специалисты. У нас таких нет. А справиться с алкогольной зависимостью нам удается и без них.
- Поделитесь секретом.
- У нас такое правило: хочешь иметь крышу над головой, стол, нормальное отношение к себе и возможность быть ближе к Господу – забудь выпивку и сигареты. Мы решили, что не должно быть и сквернословия. Христианская вера такого не приемлет. Еще одно непременное условие социальной реабилитации – стараться научиться жить по-новому.
- Читатели нашей газеты сомневаются: нет ли в вашем приходе давления на личности?
- Мы строим свои отношения только на добровольных началах, помогая людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. И неважно, кому они молятся и веруют ли вообще. Это их выбор. Мы не делаем различия.
- Какой интерес вами движет?
- Уж точно не деньги. Мне приносит удовлетворение помощь людям, организация благотворительной деятельности.
- У вас жена и ребенок. Они не оказываются обделенными?
- Чтобы семья не страдала, я открыл во Владивостоке небольшой бизнесом в сфере опта. Помощников у меня нет.
ПРЕОДОЛЕВАЯ ИСПЫТАНИЯ
- Как вы начинали поддержку тех, кто отбыл срок заключения?
- Было это в начале века. В условиях жесточайшего экономического кризиса люди, и без того находящиеся на грани выживания, все же имели хоть какую-то государственную социальную поддержку. А что оставалось вернувшимся из мест лишения свободы? Если сейчас им трудно устроиться на работу, а что было тогда? Вот и решил создать для них пристанище, откуда они в любое время могли уйти в «свободное плаванье».
- Вас обманывали?
- Люди были разные. Случалось, уходили за водой, прихватив попавшие под руку сотовые телефоны своих соседей, – и с концами. Порой одалживали деньги и с ними исчезали.
- Сталкивались ли с откровенным предательством?
- Расскажу об одном случае. После выхода из колонии человек прошел у нас социальную адаптацию, с нашей помощью устроился на постоянную работу и покинул центр. Но вместо признательности людям, которые первое время делили с ним кров, еду и одежду, а также радости и беды, он «отблагодарил» всех наговорами, окрасив самыми мрачными красками скромный быт и уклад жизни этих обездоленных людей, ставших на путь исправления.
- Как влияете на тех, кто с трудом привыкает к заведенным правилам общежития?
- Беседуем или все вместе, или я сам - один на один. Нет необходимости читать нотации и пытаться внушить, что такое хорошо, а что такое плохо. Просто задаю нашему горе-постояльцу вопросы о его дальнейших планах. Человек понимает, что ему открыта дорога, которая ведет в никуда. В одночасье он может вновь оказаться на улице без средств к существованию. Но пока он не стал на ноги, необходимо время, чтобы воля перестала угнетать человека.
ГДЕ ЛУЧШЕ И СПОКОЙНЕЕ?
- Почему такое возможно? Разве свобода не дает человеку шансы на новую жизнь?
- Поймите, что впервые за много времени человек из одной системы попадает в другую. И хотя она имеет перспективы, они его попросту страшат.
- Чего боятся эти люди?
- Брать ответственность за себя и собственное будущее. Сразу после освобождения, поверьте, это сделать очень трудно.
- Что же им мешает?
- Над ними все еще довлеет прежний уклад жизни. В колониях всех осужденных кормят, одевают, обстирывают и чаще всего не заставляют трудиться, потому что нет производства. Вот люди и привыкают ничего не делать и даже не представляют, как можно жить иначе. После освобождения они преднамеренно совершают новые преступления и снова возвращаются в колонии. Здесь не надо думать о хлебе насущном.
- Существуют ли другие варианты исправления тех, кто пошел против закона и общества?
- До 1917 года в Российской империи провинившиеся обязаны были находиться в исправительных домах, где надо было работать, чтобы содержать себя и в обязательном порядке возвращать государству или пострадавшим гражданам понесенный ими ущерб от деяний преступника. Эта система напрасно забыта. Верни ее сейчас - и в колониях не будут плодиться потребители государственных средств, полученных от добросовестных налогоплательщиков, как это происходит сегодня. Пусть бы эти деньги направили немощным людям и страждущим пенсионерам, отдавшим свое здоровье многолетнему честному труду на государство.
ВОСТРЕБОВАНА ЛИ ПОМОЩЬ?
- Как вы помогаете бывшим заключенным разорвать этот замкнутый круг и начать плодотворную жизнь на свободе?
- В колониях во время служений заново объясняю, что такое честь и достоинство, доверие и порядочность, дружба и преданность, на каких основах строится семенная жизнь. Разобраться в этом помогают и беседы, которые я веду с заключенными. Они вновь открывают для себя забытые общечеловеческие ценности. За колючей проволокой действуют совсем иные правила межличностных отношений.
- Удается ли достучаться до сердца каждого такого собеседника?
- Увы! Из ста человек, которые покидают колонию в течение года, ко мне придут один или два.
- Стоит ли вам бессмысленно тратить силы и время на проповеди и беседы?
- Еще как стоит! Ведь почти половине отбывающим срок наказания рано или поздно предстоит вернуться в свои семьи, где им надо вновь заботиться о близких, растить детей и трудиться ради них. Вот и готовим морально заключенных к предстоящей свободе. Как профессионально оказывать такую психологическую помощь и благотворительность – этому меня учили в среднем специальном заведении гуманитарного духовного направления.
КАКАЯ ЖИЗНЬ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЕ?
- Сколько лет вы занимаетесь реабилитацией осужденных?
- Чуть больше десяти. Сначала взялся за детей-сирот. Но им государство оказывает всестороннюю поддержку. Пенсионеры тоже имеют хоть и скромное, но все-таки материальное содержание. Молодежь опекают родители. А для вернувшихся из мест лишения свободы людей на первых порах не предусмотрено никаких государственных программ хотя бы с минимальной помощью. Вот и получается, что у нас действует система, которая материально стимулирует группу риска не трудоустраиваться и социально адаптироваться, а стремиться к беззаботной жизни в местах заключения. Надеюсь, что когда-нибудь государственная дума устранит такое противоречие.
- Назовите вашу очередную победу за судьбы ваших подопечных?
- Сбежавшая от мужа-злодея многодетная мама Полина съездила в гости к родным и, вернувшись, сообщила радостную весть: она и Борис, проживающий в нашей обители после 18 лет, проведенных в колонии, подают заявление в ЗАГС. Они решили пожениться. Ей надоели обманы и унижения, которые сопровождали ее много лет. Теперь есть возможность начать жизнь сначала рядом с человеком, который с ней одной веры. Их объединяет и согревает обоюдная любовь, которая построена на взаимном доверии и помощи друг другу. Борис сдружился с детьми Полины и готов стать для них отцом. Скоро мы сыграем свадьбу. Она далеко не первая в нашем центре социальной адаптации.
- Приведите похожие примеры.
- У нас познакомились Сергей, имеющий за плечами 16 лет заключения, и Евгения, которая провела в неволе 12 лет. Они полюбили друг друга и вскоре поженились. Сняли гостинку и свили свое гнездышко. Сергей трудится. Супруги растят дочь. Женя ждет еще одного ребенка. Семья живет в мире и согласии, радуя нас.
Есть еще одна супружеская пара. Алексей отбыл срок заключения и появился у нас. Через какое-то время появилась Марина. Она была в другой зоне несвободы – в «фирме досуга». Прошло уже несколько лет, как они стали мужем и женой. Марина родила троих прекрасных ребятишек. Семья снимает дом в деревне. И хотя в селах едва ли не половина народу либо находится в неволе, либо погибает от водки и наркотиков, но наши семьянины категорически отвергают пьянство и преступления.
- Почему бы вам не открыть реабилитационный центр в деревне?
- Нет средств, а у бывших осужденных пропало желание трудиться на земле и вести хозяйство. Чтобы развивать такую деятельность, нужны сильные кадры, специалисты по уходу за землей и домашними животными. Опять потребуются затраты. А у нас некоммерческая организация.
- Много ли в вашей обители проживает женщин?
- Сейчас две. Скоро вернется дама зрелых лет, у которой заканчивается сезон работы на турбазе, у побережья Японского моря. Женщина не имеет пенсионного пособия и никаких социальных выплат. Но мы ей посодействуем в этом. Надеюсь на поддержку отдела краевого департамента труда и соцразвития и в том, чтобы наша Полина получила пособие по рождению ребенка. Он у нее третий, но материнский капитал ей еще не назначали. Надеюсь, что и эта проблема разрешится. Мы не злоупотребляем участием властей в судьбах наших людей. И все же попробуем обратиться за социальной поддержкой для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, ведет здоровый образ жизни и намерен трудиться.
Татьяна РОМАНОВА