Я влюбляюсь во все роли: артистка Драмтеатра ВВО Галина Федоткина отмечает юбилей
14.03.1814 марта отмечает свой юбилей Заслуженная артистка Российской Федерации, артистка Драматического театра Восточного военного округа Галина Васильевна Федоткина. За плечами у артистки около 300 сыгранных ролей, каждая из которых отличается тонким темпераментом, лиричностью, заразительной женской удалью, искренностью и обаянием, но одну из своих работ Галина Васильевна по праву называет «любимой» - роль Жанны в одноименном спектакле «Жанна» по пьесе Ярославы Пулинович. Увидеть артистку в этом блистательном образе и лично поздравить Вы сможете уже в эту субботу, 17 марта.
– Сколько я себя помню, с самого детства меня всегда интересовал театр, его таинство, как это всё происходит, – вспоминает Галина Васильевна. Очень много о театре мне рассказывала мама. У нас дома было очень много пластинок и советских, и зарубежных артистов того поколения: Кторов, Пашерная, Тарасова, были записи Игоря Ильинского, все оперетты Имре Кальмана, и я выросла на этом, – добавляет актриса.
Все началось с Ташкента…
Когда отца Галины Васильевны, военного летчика, перевели по службе, их семья переехала в Ташкент. Киностудия «Узбекфильм» объявила набор в молодежную школу-студию.
– Было очень много желающих и я, как все девочки мечтала стать актрисой, – рассказывает Галина Васильевна. И к своему удивлению меня взяли, и я тогда поверила в себя.
Здесь же в Ташкенте будущая актриса посмотрела первый в своей жизни спектакль – оперу «Евгений Онегин» на узбекском языке.
«Труд, труд, труд – и из меня может быть, что-то получится»
– В институте нам говорили, что диплом, если в тебе не заложены природные данные, таланта не прибавит. Только труд! Нельзя артисту останавливаться на достигнутом! Каждый день работы над собой, надо совершенствоваться, оттачивать своё мастерство. И я до сих пор учусь, учусь у нашей молодежи, молодежь учится у меня, а я у них – потому что это бесконечный процесс. Нельзя в театральном искусстве, в актерском мастерстве достичь потолка. Труд, труд, труд – и из меня может быть, что-то получится, – твердила себе Галина Васильевна.
Первые шаги, как актриса Галина Васильевна Федоткина начинала делать в Уссурийском Драматическом театре. Шефство над молодым дарованием взяли Вера Николаевна Кондрина, Александр Дмитриевич Домашенко, заслуженные артисты РФ Евгения Григорьевна Долгова и Виктор Иванович Колобов.
– Евгения Григорьевна любила говорить: «В тебе есть порода, не волнуйся, у тебя получится». А Вера Николаевна говорила: «Ты слушай, слушай, что тебе говорят, всё впитывай в себя, как губка, приди домой, прокрути всё это в голове и лишнее отожми». Самая первая моя роль на профессиональной сцене – Сашенька Арбузова в спектакле «Этот милый старый дом». А потом пошло, пошло, пошло… Очень много ролей прошло мимо меня по независимым от меня обстоятельствам. В мире нет ни одного артиста, мимо которого не прошла бы роль, о которой он мечтал, ну не бывает такого.
Я была «скорой помощью»
– Нам разрешали присутствовать на репетициях, смотреть, как работают артисты, режиссер, – рассказывает Галина Васильевна. И я сидела потихонечку в зале, смотрела спектакли, их репетиции, запоминала все мизансцены, весь тест и замечания режиссера были у меня на слуху, и когда та или иная актриса по каким-то обстоятельствам выходила из строя, я была «скорой помощью». Утром прогон, в обед подшивали под меня костюм, а вечером премьера.
Спустя некоторое время начинающую актрису пригласили во Владивосток. Народный артист Советского Союза Андрей Александрович Присяжнюк создал при Приморской краевой филармонии «Театр миниатюр» с исключительно мужским составом, но ему нужна была одна, единственная актриса, которая могла бы играть любые роли – «от дурочек до королев». Андрей Александрович долго искал такую актрису и остановил свой выбор на Галине Васильевне Федоткиной.
– Это была школа, он – трудоголик, который наотмашь, на измор, до обмороков с утра до вечера гонял нас. Я переиграла массу миниатюр, скетчей, памфлетов, реприз.
Когда у Андрея Александровича случилась беда с сердцем, Галина Васильевна работала актрисой разговорного жанра на эстраде в составе ансамбля рыбаков Дальнего Востока «Волна». Два раза она побывала в Южно-Карельской и один раз в Охотоморской экспедиции.
– Когда Андрею Александровичу врачи окончательно запретили работать из-за проблем с сердцем, «Театр миниатюр» распался. Я вернулась в Уссурийск в военный театр и до сих пор здесь работаю, служу. Этот театр дал мне всё. Представляете, звонит мне в одно прекрасное утро, тогда начальник театра Н.К.Столбоушкин: «Галка, поздравляю тебя! Ты заслуженная артистка России».
Синтетическая актриса
– У меня было очень много ролей: главные, заглавные, эпизодические, на сегодняшний день около трех сотен. Я синтетическая актриса. Это очень интересно, когда ты ломаешь себя, когда ты из комедийной актрисы играешь Жанну, играешь Кручинину. Я влюбляюсь во все роли, неважно главная она или «кушать подано». Потому что, если ты не любишь свою роль, она у тебя никогда не получится, зритель не поймет, что автор хотел сказать твоим персонажем, по сцене будет ходить костюм.
Однажды прочитала, что если артист, играющий главную роль, два часа не выходит со сцены, его психологическая нагрузка равна физическому труду землекопа, выкопавшему яму в 9 кубометров. Вот такая нагрузка! Конечно потом наступает такое удовлетворение, класс! Это фантастика! Ради этого, наверное, артисты и работают.
Жанна
– Моя любимая роль – Жанна, это апогей, моя лебединая песня, я там могу хулиганить, я могу делать то, что хочешь, я могу раскрепоститься. К Жанне можно идти всю жизнь, когда ты с ней справляешься, она очень многогранна, в монологах внутренняя борьба – опять сломать все и выйти на финишную прямую, и опять тебе подножка и опять в тебя стреляют, и опять облом. Очень хорошая роль, жаль, что годы бегут…
Моя последняя роль – судья Эстер Соломон в спектакле «Эквус». Но я надеюсь, что моя творческая дорога еще длинная и финиш далеко-далеко.
Пресс-служба Драматического театра ВВО