Алексей Похресный: «Все только начинается»
26.03.21Сегодня, 26 марта, празднует юбилей главный режиссер драматического театра ВВО Алексей Похресный. Человек, который безумно любит театр и кайфует от своей работы, к 40 годам поставил столько же спектаклей. Отдыхать не любит, но если такое случается – в компании друзей за настольной игрой. Одно из любимых занятий – кулинария, а в свободное время изучает исследования по развитию креативности мозга.
Подробности в интервью.
– Каким вы видите современный театр?
– Театр всегда был и будет современен. Для меня театр – это не здание… в Средние века актеры играли и на площади. Я всегда говорю, театр – это, то место, где одни люди хотят что-то посмотреть, а другие – что-то показать. И когда возникает это соединение, когда они начинают обмениваться друг с другом какой-то определенной энергией, тогда и рождается театр. Можно много всего придумать - ходов, решений, но если при этом в зале нет зрителей, значит, нет театра.
Театр – искусство настолько живое, что может достаточно быстро откликнуться на современные проблемы. В той же классической драматургии можно найти то, что соответствует происходящему здесь и сейчас. А если материала нет, он пишется. Как только началась Великая Отечественная война, театры начали сами создавать пьесы, к примеру, в нашем театре была написана пьеса «Человек с ружьем». Театр быстро адаптируется под время, но мы не должны забывать, что это мы даем зрителю толчок для размышлений.
– Вы как-то сказали, что «спектакли – они, как дети». Всех ли своих «детей» Вы любите одинаково?
– Нет. Я люблю их всех, но кого-то больше, кого-то меньше. Их будет уже 40, с апрельской премьерой спектакля «Преступление и наказание». Какие-то рождались с большими муками, какие-то с меньшими. Есть несколько спектаклей, которые я пересматриваю через некоторое время и понимаю, что ничего бы не хотел исправить. Это те спектакли, которые родились откуда-то изнутри – «Equus», «Жар-птица» и «Анна Герман». Три спектакля, которыми я доволен на 100 процентов. Я очень люблю сказку «Маугли и Лия», обожаю «Принцессу Сабрину», но все же хочется что-то доделать, переделать. И в тоже время, люблю ли я их? Безумно люблю! Дети неидеальны.
– Какой спектакль сложнее всего было режиссировать?
– Первый, первый на профессиональной сцене. Я пришел в театр Тихоокеанского флота, на тот момент я не очень хорошо знал артистов и профессию режиссера вообще. Я взял пьесу «Примадонны» Кена Людвига, сделал распределение ролей, мне его помогли сделать, и тут началось: в голове ты представляешь один момент, а когда начинаешь выходить на сцену и репетировать с артистами, понимаешь, что все не так, как хочется. А может быть это лучше? Тот период времени, месяца два, когда я репетировал этот спектакль – это было сверхсложно для меня психологически, потому что я жил с этим, думая, что может быть я что-то делаю не так, может эта профессия не моя? У меня было столько сомнений! Почти пять суток перед премьерой я не спал, это был кошмар, и когда я пришел вручать приглашение Галине Яковлевне Островской, моему педагогу и театральному критику, она сказала: «Я конечно приду, но с одним условием – ты выспишься».
– Как добиться от актеров того, что нужно именно вам? Помогает ли Вам собственное актерское образование?
– Разумеется помогает. Мастеру, который мне его давал, Александру Ивановичу Запорожецу, я буду всю жизнь благодарен за то, что он позволил мне учиться у него. Не могу сказать, что я из тех режиссеров, которые заставляют артиста делать именно то, что хочу я. Я, все-таки, иду от артиста. Мне всегда интересно увидеть артиста в другом образе. Есть артисты, которые мне доверяют: я могу ничего не говорить, а человек меня прекрасно понимает, то есть мы уже разговариваем на уровне подсознания. Я считаю, нельзя требовать от артиста того, что он не может сделать, но нужно стремиться к тому, чтобы показать артиста таким, каким его еще не видел зритель.
– Для режиссера важны такие качества, как «начитанность» и «насмотренность». Как вы это решаете?
– Читать я обожаю с детства. В школе меня все воспринимали, как мальчишку, который из дома в школу и из школы домой шел всегда с книжкой в руках. Идти, мне нужно было 20 минут, в то время еще не было аудиокниг, поэтому с собой у меня всегда была какая-то книга. Иногда успевал и между уроками, на переменах, читать, а если книга была очень интересная, даже на самих уроках под партой.
Я смотрю много хороших фильмов, знаю наизусть почти всю классику советского кинематографа, люблю классику мирового кинематографа, фестивальные фильмы, смотрю спектакли, которые можно посмотреть онлайн. Кода я ездил учиться в Москву, а сессия длилась почти по месяцу, понятно, что днем до пяти - шести часов была учеба, а к семи каждый из нас спешил в театр. Выходило, что за неделю я просматривал шесть спектаклей. Никогда не попадал в пятницу, потому что в пятницу в Москве в театр просто не попасть. Благодаря этому я познакомился с творчеством многих хороших режиссеров, у меня появились свои кумиры, появились люди, творчество которых мне очень нравится. Я часто смотрю интервью с разными актерами, режиссерами. Когда они начинают говорить о каком-то спектакле, пьесе, тут же начинаешь находить, читать материал. Это интересно, потому что театральный мир постоянно меняется, он никогда не будет скучен. В нем всегда что-то происходит – хорошее, плохое, но происходит.
– Какой театр для Вас любимый?
– Я могу сказать, что театр, в котором я работаю – любимый, потому что я здесь живу, провожу большую часть своего времени: с утра до ночи, а иногда и ночью. Если говорить о стороннем театре, то, наверное, театра как такого нет, есть любимые режиссеры: Кирилл Серебряников, Константин Богомолов. Я говорю не просто, потому что это «модные» режиссеры, это люди, творчество которых, я видел вживую. Например, «Идеальный муж» Богомолова - один из лучших спектаклей, которые я видел. Я смотрел «Машину Мюллер» и после того, как два часа пролетели на одном дыхании, мы с однокурсницей вышли и наверное час не разговаривали, настолько каждый из нас был в своих мыслях. Мне очень нравится то, что делает актер и режиссер, наверное, в большей степени, как режиссер, Константин Райкин. Есть несколько спектаклей, которые он поставил в «Сатириконе», в которых есть что-то такое, что дергает меня за струнки души. Евгений Марчелли, правда не все его спектакли я принимаю, но мне нравится его стилистика. При том, что я люблю современную режиссуру, я не отрицаю и то, что было до. Я смотрел Вячеслава Росса, Георгия Товстоногова в записи и, все-таки, они ставили для своего периода времени, и неизвестно, как бы они ставили сейчас, может быть тоже были Богомоловыми и Серебренниковыми.
- У Вас три высших образования, это предел?
- Я шел к тому, чтобы стать режиссером. Если будет какое-то дальнейшее образование, то в этом направлении или в том, что мне интересно. Я прохожу онлайн - курсы кулинарии, есть вариант пройти обучение и получить профессию повара 4 разряда. Мечта для себя. Прошел курсы и занимаюсь инвестированием, это мне тоже интересно. Есть курсы, связанные с вышивкой, иногда и этим балуюсь. Я пытаюсь найти в жизни разные точки интереса, чтобы не было повседневной рутины. Иногда я веду мастер-классы по развитию творческой креативности. Креативный мозг можно развивать в человеке. Есть отдельные тренинги, системы развития, исследования в области нейрофизиологии. Хочешь развить мозг, который отвечает за творчество - учи корейский язык. Многие просят сделать свой онлайн – курс, но на это нужно время, чтобы сесть и полноценно погрузиться в это. Может быть, я это сделаю, это тоже интересно.
- У Вас есть хобби?
- Я обожаю готовить, для меня кухня – это отдельный мир. Больше всего получаю удовольствие от классики, например, от блинов, еще люблю паназиатскую кухню. Могу приготовить тортики, одни из любимых - медовик и красный бархат блинный. Обожаю настольные игры. Я покорен их миром, потому что он дает возможность попасть в абсолютно другое пространство. Если устаешь на работе, зовешь в гости друзей и играешь в настольные игры. Это релакс.
- Ваша любимая фраза - «Все только начинается». Как высоко Вы готовы поднять планку?
- А как полетит, так и полетит. Все только начинается – это, наверное, лозунг моей жизни, потому что стоит сказать: «вот оно, получилось» - это остановка. Остановка - это откат назад, поэтому мы поднимаем планку. Наша основная задача -не остановиться. До какой поры поднимемся… В этом же и интерес, там все бесконечно, пространство, до которого можно дойти, тем более мы идем абсолютно в разных направлениях. Я стараюсь развивать театр не в одной стилистике. Есть спектакль «Тетки», который любят большинство зрителей, а есть направление мюзиклов, есть «Equus» - это вообще отдельная история, психологический триллер, к такому не каждый готов. Есть классика – «Чайка», есть биографическая поэма «Анна Герман», которую мы провезли по всему Приморью и везде зритель уходил, такое ощущение, будто в другой мир. Это разные жанры, разные направления и это хорошо. В маленьком городе должно быть все.
Мы благодарим Алексея Дмитриевича за интересную беседу. Уже завтра он отметит свой главный профессиональный праздник - Международный день театра, а сегодня коллектив театра ВВО поздравляет своего режиссера с юбилеем и желает ему долгих лет творчества, свершения всех нынешних и перспективных начинаний, крепкого здоровья, счастья и благополучия!
"Золото Уссурийск"