Кто в доме хозяин?
16.11.15О работе местной думы, выборах в Общественную палату и кадровых перестановках в Уссурийском городском округе.
Подходит к завершению первый год работы новой администрации Уссурийского городского округа, на долю которой выпало немало испытаний – обильный снегопад зимой и серьезное наводнение летом. Несмотря на то, что руководящий состав за это время сменился практически полностью, новая команда успела много чего сделать: справиться с чрезвычайной ситуацией, устранить последствия стихийного бедствия и в привычном ритме решать ежедневные задачи.
Что осталось за кадром и какие еще перестановки ждут наш округ? Своим видением с читателями «ЗУ» делится главный редактор газеты «Новая пресса» Владимир Остапюк.
- Когда произошли изменения в уставе УГО и появился сити-менеджер и глава округа, читатели нередко нас спрашивали: кто главнее – Евгений Корж или Николай Рудь? Что по этому поводу думаете вы?
- На первый взгляд, этот вопрос простой. Должность главы Уссурийского городского округа по своему статусу выше, чем должность главы администрации. Но, по сути, глава УГО никакие серьезные вопросы не решает – всё сконцентрировано в руках главы администрации: Евгений Корж распоряжается финансами, принимает людей на работу, вправе разорвать с ними отношения, на него работает вся администрация, включая МУПы и прочее. Поэтому фактически главным является Корж. Здесь ничего необычного нет. Например, мало кто знает президента Германии Йоахима Гаука, зато всем хорошо известна канцлер Ангела Меркель.
У нас же, на мой взгляд, вначале просто перемудрили. Вспомните, как в середине 2014 года народ в администрации устал ждать возвращения Сергея Рудицы и стал разыгрывать свою карту: чтобы не потерять власть, было решено, что Николай Рудь идет в думу.
Предполагалось, что Н. Рудь станет одновременно и главой УГО, и главой администрации, но Николай Николаевич – человек мягкий, этот вариант не для него. Из ближайших соратников никого подходящих, видимо, не нашлось, поэтому решили поменять порядок избрания главы УГО и главы администрации.
Поскольку дума состояла в большинстве из «единороссов», проверенных и закаленных в заседаниях, внесение изменений в Устав УГО не заняло много времени. По новым правилам вновь избранные депутаты определили нового председателя думы, и он же стал главой УГО.
- Вы говорите «решили поменять порядок», а кто решил?
- Всё, о чем я говорю, – это мои мысли. Я предполагаю, что главным действующим лицом был сам Николай Николаевич, его верная спутница жизни Ольга Михайлова, замглавы администрации УГО, и её приближенные типа Ольги Ивановой. Возможно, какие-то консультации давал С. Рудица, хотя вряд ли. Мне тогда показалось, что Михайлова слишком быстро забыла, что Рудица – еще глава УГО и пока только временно отстранен от работы.
- Но для того, чтобы Николая Рудя избрали председателем Думы и главой УГО, необходимо уверенное большинство в Думе?
- Ну, это проще простого. На этапе проведения праймериз технически отсекли таких «монстров», как Н. Литвинов, С. Меликян, М. Ветрик, С. Хижко, обеспечив победу более молодым и предсказуемым.
Сами выборы прошли по сценарию Михайловой, это вообще отдельная тема для разговора. В результате победили те, кто должен был победить. Тогда пошла молва, что Михайлова на правах первой леди уже чуть ли не летает от счастья по администрации, согласовывая новые назначения и т. п.
- А в чем все-таки они перемудрили?
- С их точки зрения все было сделано правильно, и если бы главой администрации избрали кого-то из местных, управляемых людей, то мы бы сейчас, возможно, имели махровую коррупционную власть. Но у нашего губернатора были свои планы, и с ними трудно было не согласиться. Появился Евгений Корж – я бы даже сказал, ворвался – и сразу начал с кадровых перестановок на ключевых должностях.
- Получается, из всех замов уцелела только Ольга Михайлова?
- Ну, это не потому, что она такая ценная. Это благодаря Н. Рудю. Здесь все понятно. И вот ей бы работать и работать. Но человеку все неймется. Не буду много говорить, но, как оказалось, по сравнению с Ольгой Михайловной Татьяна Долгова тихонько курит на балкончике. Удивляюсь, как Михайлова вообще столько лет продержалась на этой должности. У меня складывается ощущение, что за нее работал кто-то другой. Считаю, что на ее месте можно было действовать гораздо эффективнее, тем более что она отвечала за очень важные направления.
- И какой выход из создавшейся ситуации?
- Выход уже образовывается. В думе было подавляющее большинство депутатов, которые не устраивали администрацию города, т. е. решение думы не всегда были осмысленными и предсказуемыми. Вспомните голосование по почетным гражданам: многие в думе оказались по договоренности, то есть за ними кто-то стоит. Их туда просто запихнули, чтобы они, когда надо, голосовали так, как требуется.
- Можете привести пример?
- Офицер запаса Виктор Фриауф живет во Владивостоке, стало быть, Уссурийск ему до лампочки. Он проходит в Думу по партийным спискам «Единой России». Так обычно проходят либо авторитетные люди, которые тащат за собой остальных, либо те, у кого очень много денег. Фриауф ни в одну из этих категорий не попадает. Также я уверен, что Е. Жуков и А. Янишевская набрали гораздо меньше голосов, чем, соответственно, С. Меликян и Г. Панкратов.
- Вы сказали, что выход образовывается?
- Да, в результате большой, кропотливой работы некоторые депутаты стали прозревать, и сейчас в думе вырисовывается такое большинство, какое надо большинство.
- А что скажете про создание Общественной палаты в Уссурийске?
- Хорошего сказать нечего. Опять же это все организовала наша дума. Было утверждено положение об Общественной палате, в которой прописано, что выборы членов Общественной палаты (от общественной организации выдвигается не более одного человека) осуществляются прямыми выборами жителей города, то есть их выбирают также, как и депутатов: на избирательных участках в разных концах города, с привлечением всех жителей города, широким оповещением как минимум за несколько месяцев, с наблюдателями, урнами и так далее. То есть, повторяю, по всем правилам, как и выборы депутатов в городскую думу.
Нам же предложили провести выборы за один день, за один час обеденного времени, по одному адресу - улица Некрасова, 66. Нормально, да? Представляете, что они там, в думе, творят?
Позже разум у рабочей группы взял верх: было решено провести мероприятие в «Горизонте». Об организации писать не буду – нецензурная лексика в СМИ запрещена. Они думали, что население должным образом не оповещено, а своих они проинформируют.
В списках кандидатов в Общественную палату вырисовывались явные «люди» Михайловой. Остальные кандидаты, и я в том числе, начали созваниваться и предлагать друг другу какую-то помощь. В итоге негласно образовалось две группы кандидатов.
- Получается, был сговор?
- Нет, конечно. Просто я голосовал за известных мне людей, а они, я так думаю, могли голосовать за меня.
- И какой результат?
- Всухую. Победила справедливость. От них никто не прошел. Кстати, С. Хижко умудрился засветиться в обеих группах. Видимо, сказался большой опыт депутатской работы.
- И что мы имеем на сегодняшний день?
- Дума меняет вектор в своей работе, а администрация УГО усиливает работу над решением кадровых вопросов.
- Можете назвать изменения?
- Начальник управления по связям с общественностью Ольга Иванова работать уже не будет. Пока еще в отпуске, но также закончила свою работу начальник управления образования Наталья Честнейшина. Написала заявление - и скоро нам не будет хватать - замглавы администрации УГО Ольги Михайловой. Но тут надо знать Ольгу Михайловну. Понимая, что в администрации на этой и других должностях ей ничего не светит, она попыталась отодвинуть начальника территориальной избирательной комиссии по г. Уссурийску Т. Овчинникову. И местные «единороссы» рекомендовали ее кандидатуру на эту должность. Правда, в крае эта рекомендация не прошла.
Начальником отдела по взаимодействию
с силовыми структурами назначен В. Яровой. Думаю, многие обрадуются этому выбо-
ру – его знают и уважают. С 11 ноября заместителем главы администрации по
вопросам социальной сферы назначена Елена Бронникова, бывший начальник
управления культуры УГО. Елена Николаевна – настоящий трудоголик. Как бы поздно
вечером я ни позвонил ей на работу, она всегда поднимает трубку. Хочется
пожелать ей успехов и терпения.
- Значит, на выходе победила администрация?
- Новая команда, которая сейчас создается, победит, если все обещания будут выполняться, люди почувствуют улучшение в жизни города, заботу и внимание к себе со стороны новой власти.
Этот период я бы по-военному сравнил с подготовкой и обслуживание танка (регулировка, отладка механизмов) перед длительным маршем.
Все только начинается. Амбиций у людей достаточно, чтобы не повторить собственных ошибок
- А отношения у Николая Николаевича с Евгением Евгеньевичем налаживаются?
- Делать вид, что ничего не
случилось – глупо. Николай Николаевич сам завел себя в тупик.
Он очень устал и от обстоятельств, и от людей, которые помогли стать ему главой
УГО. И, понимая это, он не может отказать им в некоторых моментах. В результате
возникают ситуации, когда ему приходится выкручиваться, оправдываться. Со
стороны это выглядит очень нехорошо.
Иногда мне казалось, что он не знает, как поступить правильно – по совести или как того требует большинство. Помню, недавно на думе обсуждался вопрос по переносу зверинца в парк ДОРА, и депутат Николай Панченко, удивленный выступлением Рудя, с возмущением заявил: «Уважаемый Николай Николаевич, доложите, а что вы мне вчера вечером говорили?». И тому пришлось оправдываться. Это было заметно.
Было смешно наблюдать, как ранее оппозиционно настроенные депутаты меняют свое мнение на противоположное. Кстати, многие на этом заседании отметили шельмовство в подготовке документов.
Мне думается, что, как уже говорилось, Рудь Н. Н. устал от борьбы, интриг и прочего негатива и смотрит, как бы красиво уйти.
Насколько мне известно, губернатор Приморского края предложил ему хорошо поразмыслить о необходимости продолжать работу в должности руководителя УГО. Возможно, в ближайшее время депутаты пересмотрят положение об избрании главы УГО, тогда часть проблем будет решена. Тем более его ближайшая помощница и советница Михайлова, как говорят в Одессе, «уже всё».
В заключение мне хотелось бы сказать одну вещь, на которую мало кто обращает внимания. Система, построенная очень предприимчивыми людьми для достижения положительных результатов на предстоящих выборах в государственную думу и в Законодательное Собрание Приморского края, разрушена почти до основания. Теперь эту систему будут строить другие.
Беседовала Марина ЛОСЕВА