Женская обитель на краю земли… (4 фотографии)
17.06.14Школьница из Уссурийска несколько дней провела в одном из монастырей. Сегодня она делится своими впечатлениями с читателями «Золота Уссурийска».
В апреле в Приморье состоялась конференция с участием победителей конкурса поисково-исследовательских работ «Духовное наследие Уссурийского городского округа». Данный конкурс проводится уже пять лет, и каждый раз его организаторы – сотрудники городского музея и учителя истории города - предлагают школьникам попробовать свои силы в написании небольших научных работ. Ежегодно участникам предлагаются новые темы, но, как правило, все они напрямую связаны культурными традициями России. Особую актуальность это мероприятие получило в контексте Года культуры, объявленного в нашей стране. К тому же основы религиозного и духовного воспитания сейчас стали нормой преподавания во многих российских школах.
Что касается тем нынешнего года, то среди них были и такие: «Православие на территории УГО», «Культура Никольска-Уссурийского», «Гордость Уссурийска», «Монастыри и храмы на территории Уссурийска». По словам методиста уссурийского городского музея О. Б. Барановой, ребята охотно откликаются на многие темы, в том числе и связанные с религией. Ведь известно, что в Уссурийске немало горожан, посещающих воскресные школы и воспитывающихся в православных традициях.
В этом году лучшими были признаны шесть работ, причем две из них стали результатом коллективного труда. Каждая работа по-своему уникальна и поражает свежестью взгляда на заданную тему. Но особенно интересной и показательной в этом плане стала работа ученицы 7 «А» класса из гимназии № 133 Анжелы Гальчевской. Свое изыскание «Женская обитель на краю земли» школьница посвятила Рождество-Богородицкому монастырю, расположенному в селе Линевичи. Особенное значение имеет тот факт, что девочка сама побывала в этом заведении, закрытом от посторонних взглядов, и все свои впечатления и эмоции отразила в реферате, написанном под чутким руководством директора воскресной школы Н. Ф. Андрейкиной и учителя истории гимназии № 133 О. Г. Гаврилюк.
Анжела третий год посещает воскресную школу при храме Серафима Саровского и решила принять участие в конференции. Главной целью этой работы стало сравнение жизни монахинь монастыря Рождества Пресвятой Богородицы до революции 1917 и современной России. Девочка постаралась изучить и описать историю создания монастыря, роль настоятельниц в жизни общины, трудности возрождения монастыря после трагических событий гражданской войны и в наши дни. Но самым главным моментом стало то, что Анжела Гальчевская решилась лично побывать в этой духовной обители, чтобы воочию увидеть это святое место и составить собственное представление о жизни монахинь.
Свое повествование Анжела начала с небольшого рассказа о себе, в котором упомянула, что она живет в Уссурийске, учится в 7 классе, посещает воскресную школу и является верующим человеком. Также она призналась, что одна из её родственниц была монахиней. Возможно, именно этот факт повлиял на её мировоззрение и желание прикоснуться к духовной жизни. А о своей поездке в обитель она рассказала следующее: «В монастыре я была три года назад, и у меня остались не совсем чёткие воспоминания о паломнической поездке. Хотелось, прежде чем начать собирать материал, хотя бы один день прожить в монастыре: помолиться в храме, если благословит игуменья – потрудиться, постоять под сенью вековых деревьев»… Анжеле удалось осуществить эту поездку 16 марта. В 5.30 она со своей мамой Людмилой Александровной и директором воскресной школы Надеждой Фёдоровной отправилась в Рождество-Богородицкий женский монастырь. По приезду, в 7.00, они попали на службу, которая длилась довольно долго. Потом исповедались и причастились. Затем вместе с послушницами отправились на трапезу. Завтрак описывается так: «Чай, два кусочка хлеба с вареньем и кружечка грецких орехов». Сразу после трапезы каждой из присутствующих стали давать послушания – разные работы и задания. Так, маме и Надежде Фёдоровне было поручено вымыть пустые вёдра, а Анжеле сказали перебирать овёс, который готовился игуменьей монастыря Варварой для отправки монахиням в женский монастырь за границей. Перебирая овёс, девочка заметила, что послушницы пронесли горячий хлеб к обеду. Из этого она сделала вывод, что в монастыре есть своя пекарня.
Как только закончились послушания, Анжела и её спутницы с благословения игуменьи совершили прогулку по территории монастыря. Вот что она рассказала об увиденном: «По неширокой дорожке мы шли среди вековых деревьев по направлению к часовне, слева и справа располагались небольшие огороды, «отвоёванные у тайги», об этом говорили свежеспиленные пни». Затем они увидели озеро, созданное руками послушниц, в нём разводилась рыба для пропитания. На его берегу «устремившись вверх своей главой, стояла часовня святых царственных мучеников», куда крёстным ходом шли монахини и паломники для чтения акафиста. После молитвы все вернулись обратно. Не доходя до храма, свернули на поляну и вышли к могиле первой настоятельницы монастыря игуменьи Павлы. Спустившись вниз, гости увидели величественное здание, в котором находятся храм, трапезная и кельи монахинь.
Затем Анжела вспомнила, как читала книгу епископа Уссурийского Иннокентия «Русская православная церковь в Уссурийском храме», из которой узнала о том, что каждый монастырь занимается хозяйственной деятельностью, поэтому ей очень захотелось посмотреть на хозяйственной двор монастыря. Пройдя метров 50, школьница увидела «умилительную картину» - загон, в котором находились коровы, телята, овцы и козы. «В загоне было очень чисто, монахиня разносила сено, все животные были очень ухоженные. Значит, монастырь имеет своё молоко, сметану, творог; сами изготавливают сыр»,- пишет Анжела. Впоследствии она своими глазами увидела процесс изготовления сыра в трапезной. «Мы возвращались с послушания и услышали звон колокола, который оповещает о времени трапезы. Все монахини, послушницы и сами гостьи обители направились в цокольный этаж»,- рассказывает девочка. Анжела призналась, что впервые сидела за столом монастырской трапезы, и для неё стало открытием, что во время еды «матушка Варвара наставляет монахинь благочистивой жизни», читая им Жития Святых. После трапезы никто не разошёлся, все ждали пока из-за стола выйдут игуменья и монахиня.
Свой рассказ о пребывании в монастыре Анжела закончила такими словами: «Жизнь в монастыре очень трудная. Послушницы и монахини очень много работают и молятся. Они очень рано встают и поздно ложатся, а на отдых им даётся несколько часов перед сном». Также она сделала для себя своеобразный вывод: «Уйти в монастырь способен не каждый. Отказаться от семьи, друзей и людских вещей очень трудно. Нужно очень сильно любить Бога, чтобы посвятить ему жизнь!»
В своём реферате Анжела коснулась и важных аспектов истории и становления Рождество-Богородицкого Южно-Уссурийского женского монастыря. Оказывается, данная духовная обитель стала первым женским монастырём на Дальнем Востоке. Предложение о его создании поступило от крестьянки из Тульской губернии Анны Волковой, бывшей послушницы Свято-Троицкой Взыскания погибших общины Калужской епархии.
Реализовать эту идею удалось тогда, когда в край приехала бывшая настоятельница Читинского женского монастыря игуменья Павла. Она имела многолетний монашеский искус и стала первой настоятельницей монастыря. Уже 16 февраля 1900 года в 11 верстах от Никольска-Уссурийского был возведен барак, водружен крест и произведён молебен. 20 мая того же года состоялась закладка деревянного храма. Это был нелёгкий период, сёстры производили все тяжёлые работы, но в начале 1901 года храм был выстроен, а уже 16 января того же года - освящён. С этого момента обитель стали посещать паломники и богомольцы со всего региона.
Постепенно жизнь в монастыре обустраивалась, были выстроены важные сооружения и хозяйственные постройки, а в храм стекались женщины – вдовы со своими дочерьми и новые послушницы. Позже была открыта мастерская, где сёстры занимались вышивкой и шитьём облачений, одежды, белья и обуви. Первое пострижение в монахини было произведено 8 сентября 1903 года и приурочено к празднованию Рождества Пресвятой Богородицы. Со временем хозяйство монастыря стало образцово-показательным – ягодные и фруктовые деревья, огородные культуры и три стада различных животных. Также в ведении монахинь был колодец и 100 ульев с пчёлами.
Игуменья Павла умерла в 1909 году. В её честь был возведён склеп и красивая часовня. На её место пришла игуменья Сергия. В этот период в храме произошёл крупный пожар, который уничтожил множество построек. В связи с этим в 1913 году началось строительство каменного корпуса, а в следующем году храм был освящён.
Следующей настоятельницей стала схиигуменья Олимпиада. При ней началась работа иконописной мастерской. До наших дней сохранилась икона, написанная ею – образ Божьей Матери «Скоропослушница».
В период страшных событий 1917 года монастырь был закрыт, его имущество национализировано, а храм и часовня над склепом игуменьи Павлы уничтожены. Основное здание было отдано военным. Игуменья Олимпиада была выслана в Иркутск, сёстры разошлись или подверглись суду за контрреволюционную деятельность. Их дальнейшая судьба неизвестна.
Только в 1990 году военные вернули здание, а в 1993 году состоялась окончательное передача монастыря в бессрочное пользование. Среди первых насельниц храма и его нынешняя настоятельница Варвара.
В настоящее время духовная обитель развивается в хозяйственном плане – здесь по-прежнему занимаются разведением скота, выращиванием полезных культур, сыроварением и переработкой плодов. Ежедневно в храме совершаются все положенные обряды и соблюдаются церковные каноны.
По словам Анжелы Гальчевской, она никогда не пожалеет о времени, проведённом в монастыре. Бесспорно, это – большой опыт для неё, и хочется надеяться, что этот опыт и впечатления окажутся интересными и полезными для наших горожан!
Галина СИЛИНА