Почему поссорились Сергей Павлович и Виктор Иванович
18.12.14Нешуточный конфликт разгорелся в стенах уссурийского дворца культуры. «Новый директор «Дружбы» завалит всю творческую деятельность», - убежден Сергей Ужик. У Виктора Дмитренко своя правда: он считает, что уровень нынешних занятий «Искорки» оставляет желать лучшего. Когда между директором и худруком пробежала черная кошка и почему в их отношениях до сих пор «искрит», разбирался наш журналист Андрей Ткачев.
Более 30 лет назад, после окончания Приморского краевого училища культуры, бывший воспитанник цирковой студии С. Ужик решил продолжить дело своего учителя и возглавил «Искорку». Под руководством Сергея Павловича она завоевала известность далеко за пределами края. Целые поколения горожан приобщались в ней к цирковому искусству. Опыт взрослых перенимали дети. За мастерство и преемственность в 1981 году коллектив удостоился звание «народного коллектива».
В тяжелые 90-е студийцы не прекращали занятий. Они стали лауреатами Всесоюзного фестиваля «Зори Артека», участвовали и в международных конкурсах. На одном из них С. Ужик получил награду от знаменитого Юрия Никулина за развитие и популяризацию жанров эквилибристики и клоунады.
Любовь к этому сказочному искусству воодушевляла ребят. Их приглашали на гастроли в Японию, Китай и Южную Корею. Свои номера циркачи отрабатывали на манеже уссурийского цирка. Они не оставили тренировок, даже несмотря на холод, когда в 2002-м здание перестали отапливать из-за накопившихся долгов.
В том же году С. Ужик занял должность директора уссурийского драматического театра и там же продолжил занятия цирковой студии. Под сводом храма Мельпомены студийцы «Искорки» реализовали множество различных проектов совместно с театральными актерами и цирковыми артистами из Южной Кореи. В 2008-м за спектакль-представление «Бременские музыканты» они получили государственную премию, а еще через три года руководитель коллектива был отмечен почетным знаком «За достижения в области искусств и культуры».
В 2012 году коллектив нашел новую тренировочную базу в ДК «Дружба». Сергей Ужик устроился туда режиссером-постановщиком цирковой студии, а позже стал худруком всего дворца культуры. Сейчас у него занимается 40 ребят. Некоторые воспитанники уже взрослые люди, но не представляют своей жизни без увлечения, оставшегося с детства. Частые гости на студийных занятиях А. Филипенко, Д. Веклич, А. Войтенко. Е. Костенко. Основное направление уссурийских циркачей – это эквилибристика. Они ходят на ходулях, прыгают через разновеликие скакалки, жонглируют, занимаются акробатикой и клоунадой.
Однако с марта нынешнего года в «Искорке» начались проблемы, которые Сергей Ужик связывает с приходом нового директора дворца. Началось все с того, что В. Дмитренко запретил руководителю студии везти юных циркачей на фестиваль «Ярмарка талантов», мол, это мероприятие клубного характера и не входит в реестр для обязательного посещения. Виктор Иванович решил, что С. Ужику следует больше заниматься своей основной обязанностью худрука дворца культуры.
Твердости характера новому директору не занимать. Дмитренко – офицер запаса, посвятивший воинской службе более 20 лет. После увольнения из рядов Вооруженных сил 10 лет трудился на руководящих должностях в учреждении ГУФСИН, а с начала нынешнего года стал управлять «Дружбой».
Дмитренко не скрывает того, что раньше в культуре работать ему не приходилось. Однако зоркий глаз опытного управленца практически сразу обнаружил все недочеты рабочего процесса. Сначала всплыла недостача в бухгалтерии – около трехсот тысяч рублей. (В августе по этому факту уссурийская городская прокуратура завела уголовное дело против главного бухгалтера, женщину будут судить за мошенничество, связанное с использованием служебного положения.) А потом новый директор начал перекраивать систему внутреннего распорядка ДК, установленную его предшественником. Своим сотрудникам тот прописывал больше нравственные истины вроде «запрещено курить на рабочем месте», «нельзя грубить клиентам и отвлекаться на просмотр телевизора», при этом сотрудники ходили на работу кому как вздумается. С марта-месяца новый директор установил новые правила. В них, кроме исполнения должностных обязанностей, было четко зафиксировано постоянное рабочее время – с 8 до 17 часов.
За лето заметно преобразился и внешний облик «Дружбы»: в холле заменили потолочную плитку, обновили световое оформление, ямы на асфальте возле здания подлатали.
Тихая война
В. Дмитренко начал наводить порядок и в творческом коллективе дворца культуры, правда, кое в чем, он, возможно, и перегнул палку: к примеру, упразднил художественный совет. Пусть решения и указания этой структуры и носят чисто рекомендательный характер, но это помогает творческим людям делиться опытом и строить планы на будущее. О поддержке таких совещательных советов прописано и в рекомендациях ЮНЕСКО «О положении творческих работников» от 27 октября 1980 года. Россия в составе стран СНГ поддержала их. Но в нашем трудовом кодексе статус таких трудящихся никак не отражен. Работники дворца культуры распоряжение своего руководителя восприняли спокойно.
Дальше – больше. Понаблюдав за работой клубных формирований, директор пришел к выводу, что Сергей Ужик, сидевший на двух креслах, не справлялся со своими обязанностями. В мае нынешнего года народный коллектив «Искорки» переименовали в обычную цирковую студию, а должность режиссера заменили руководителем клубного объединения.
Эту меру В. Дмитренко назвал вынужденной. Согласно краевому положению «О заслуженном, народном, образцовом коллективе любительского художественного творчества, народной самодеятельной студии», в составе народного коллектива должна быть детская студия-спутник, в которой ребята перенимают опыт взрослых любителей циркового искусства. Их должно быть не менее 18 человек, но руководитель «Искорки» ни разу не показал ему представителей старшего поколения в полном составе. То, как проходят занятий юных циркачей, директора тоже не устроило.
- На тренировки ребят страшно смотреть, - признается Виктор Дмитренко. - Техника безопасности не соблюдается, нет никакой страховки. На площадке одновременно репетируют жонглеры, акробаты, моноциклисты и прочие. Не дай бог, кто-нибудь упадет сам или заденет других – дети получат травму. Графика занятий я тоже не увидел. Необходимо постоянное расписание, в котором должно быть разделено время для отдельных цирковых искусств. Но С. Ужику заниматься этим некогда, потому что он разрывается на две должности. Когда руководитель уходит решать вопросы по своей основной работе художественного руководителя, ребята остаются без присмотра.
Родители же юных циркачей С. Ужику доверяют.
- Сергей Павлович вынужден проводить тренировки таким образом, потому что в ДК нет приспособленного помещения, – говорили они на своем собрании. – Весь реквизит руководитель делает своими руками или приобретает за свой счет. Директор ему еще ни разу не помог.
- Вместо того чтобы помогать творческому коллективу расти и развиваться, Виктор Дмитренко мешает постоянными придирками, – говорит ветеран студии «Искорка» И. Калиненко. – А ведь цирковые студии – редкость. Таких, как «Искорка», всего пять на весь Приморский край.
Однако директор утверждает, что речи о закрытии «Искорки» нет и быть не может. И даже предложил вакантные ставки, оставшиеся за студией, Сергею Ужику, чтобы он занимался только развитием циркового коллектива, но тот не согласился их занимать, решив, что потеряет значительную часть зарплаты. Работу худрука дворца культуры тоже не хочет терять. «Дмитренко завалит всю творческую деятельность», – убежден Сергей Ужик. И выдвигает ультиматум: если ему не вернут обе должности – художественного руководителя «Дружбы» и режиссера-постановщика «Искорки» – заниматься со студией он не будет.
Так, во дворце культуры с добрым названием «Дружба» началась тихая война, которая вылилась в судебные тяжбы. Сергей Ужик решил отстаивать свою правоту в уссурийском суде. В сентябре он обратился с заявлением, требуя от своего директора вернуть ставку режиссера-постановщика и выплатить задолженность по зарплате с мая-месяца, и даже выиграл дело. В ответ Виктор Дмитренко подал апелляцию в краевой суд, который в октябре отменил решение первой инстанции.
Из первых уст
Дмитренко:
- Я без судебных постановлений готов пойти навстречу С. Ужику, если увижу конкретные результаты его работы, а пока что «Искорка» тлеет благодаря былой известности.
Ужик:
– О каких уступках директор говорит, если он даже не выплачивает мне задолженность по зарплате. С мая-месяца я работал бесплатно, пытаясь сохранить коллектив.
Дмитренко:
- В этот период занятия в студии проводились незаконно. Народного коллектива официально не существовало и должности, на которую должны быть начислены деньги, не было.
Ужик:
- В прошлом году студия подтвердила в Департаменте культуры Приморского края свое право на это звание. Такая процедура проводится один раз в пять лет, и я представил документы о победах «Искорки» за это время.
Дмитренко:
– Тогда, возможно, были достижения, но с последних мероприятий циркачи привозят лишь дипломы об участии.
Ужик:
– Виктор Иванович не понимает, что по положению «О статусе учреждений культуры», если не будет двух коллективов со званием народного или образцового, то «Дружба» потеряет статус дворца культуры. В настоящее время в ДК существуют образцовый коллектив «Фантазия» И. Пахомовой и наша студия.
Дмитренко:
– Я иду на это, потому что хочу, чтобы все соответствовало букве закона. К «Фантазии» у меня нет претензий. И. Пахомова ответственно занимается со своим коллективом. Предлагаю и Сергею Павловичу работать с цирковой студией, а не разрываться на два фронта. Он быстро вернет «Искорке» звание народного коллектива.
Побеспокоился Виктор Иванович и о зарплате своего подчиненного. Оклады у работников культуры невысокие, но, учитывая заслуги Сергея Ужика, в материальном плане он абсолютно не проиграет. Слова директора ДК подтверждает и начальник управления культуры УГО Елена Бронникова.
- В зарплате Сергей Павлович точно не потеряет, - говорит Елена Николаевна. - Ему, как почетному работнику культуры с большим стажем, полагается значительная надбавка. Что касается занимаемой им ставки художественного руководителя дворца, то его основная обязанность – организовывать выставки, концерты, повседневную деятельность творческих коллективов, а С. Ужик решил, что должен сопровождать коллективы на гастролях, в том числе и свою «Искорку». А кто будет работать во дворце, пока худрук отсутствует? Человек разрывается на две стороны. Не лучше ли посвятить себя тому, что лучше всего получается? Я очень хочу, чтобы «Искорка» жила и развивалась, но все должно быть пределах установленных правил. Мы объясняли это и руководителю, и родителям ребят, которые обратились к нам, чтобы урегулировать конфликт, но они нас не слышат. Люди заняли сторону Сергея Павловича, не понимая, что Дмитренко был вынужден забрать у коллектива заслуженное когда-то звание. Иначе при первой же проверке, ему, как директору дворца культуры, пришлось бы отвечать перед комиссией за несоответствие состава коллектива установленным требованиям.
По словам Елены Бронниковой, в этом многострадальном ДК за последние несколько лет руководители менялись трижды. И наконец-то появился человек, по-настоящему настроенный навести порядок в учреждении.
Однако Сергей Ужик не останавливается. Он решил, что кандидатура директора ДК должна рассматривать на конкурсной основе, и обратился в прокуратуру.
К чему амбиции?
Весть о проблемах с уссурийской «Искоркой» всколыхнула уже и интернет-пространство. На одном из приморских сайтов Сергей Павлович рассказал, что юные циркачи могут остаться без своей студии из-за директора «Дружбы» и руководства управления культуры. Но при этом сам не объяснил внятно, почему он отказывается от предложенных в «Искорке» должностей?
В настоящий момент уже непонятно, кто больше радеет за спасение цирковой студии. С. Ужик считает ее неотъемлемой частью своей жизни, а управление культуры держит на примете толкового балетмейстера, активно ищет нового руководителя студии с соответствующим образованием.
Весь город ждет разрешения конфликта. Для многих уссурийцев «Искорка» – это последняя связь со сказочным миром цирка. Будет очень жаль, если она оборвется.
Почему же взрослые люди с огромным жизненным опытом так и не смогли договориться? Ведь от них зависит не просто судьба студии, которую они, кстати, не создавали. Быть может, среди сегодняшних детей уже есть будущий Олег Попов или Лев Дуров. И вряд ли ребятам интересно, какие решения примут многочисленные суды. Им важно, чтобы не погасла «Искорка».
Андрей ТКАЧЕВ