На санкции ответили "Крымским консенсусом"
19.08.16Россиянам, третий год живущим под западными санкциями, подобная политика остракизма создает немало сложностей. Но менять свои убеждения на благосклонность Европы и США они не готовы. Во всяком случае, большинство из них, о чем свидетельствуют данные нового соцопроса «Левада-центра».
По итогам исследования, проведенного в начале августа в 137 населенных пунктах 48 регионов Российской Федерации, оказалось, что у 78% респондентов вызывает беспокойство международная изоляция России в связи с ее позицией в украинском кризисе. 72% граждан отметили ухудшение — в большей или меньше степени — экономической ситуации в стране из-за ограничительных мер Запада. При этом 70% уверены, что мы все равно не должны поддаваться давлению и менять свою внешнюю политику.
То есть, люди осознают, что их жизнь стала сложнее. Но выступают за продолжение нынешнего курса. Почему?
— Большинство граждан все-таки не связывают кризис с санкциями, — комментирует ситуацию ведущий социолог «Левада-центра» Денис Волков. — Потому что о значительном ухудшении ситуации в связи с санкциями говорят лишь 29% опрошенных, а 43% признают эти ухудшения незначительными.
То есть, для большинства населения нет прямой связи между ухудшением экономического положения и санкциями. Может, есть какая-то опосредованная… Но для значимой части граждан она какая-то непонятная и весьма смутная.
И второе — произошла некая адаптация населения к кризису в целом. Да, люди отмечают трудности, тем не менее, они смогли приспособиться. У них был шок в конце 2014-го. Но в связи с некоторыми улучшениями экономической ситуации после экстренных действий правительства и заверений президента, народ пришел в себя. В плане социальных настроений граждан отмечается даже подъем.
Кроме того, в этих цифрах можно увидеть определенный эффект от конфликта с Западом. Можно сказать, что впервые с момента развала СССР, россияне стали ощущать себя гражданами великой державы. И многим даже приятно осознавать, что несмотря на санкции, государство проводит свою независимую политику.
Рамблер