Как Хиллари Клинтон оказалась не готова к дискуссии со спокойным Трампом
11.10.16Большинство американских политологов уверяли, что Трамп проиграл вторые
дебаты еще до их начала. Опубликованная запись 11-летней давности
с сексистскими высказываниями кандидата привела не только
к резкому росту рейтинга Хиллари (сейчас соотношение по выборщикам
составляет 340 против 198 в пользу бывшей первой леди), но и
к обострению ситуации внутри Республиканской партии.
С таким трудом выстраиваемое единение между Трампом и ненавидящей его верхушкой партии стало рушиться — целый ряд випов отозвали свою поддержку Трампу, и даже напарник кандидата Майк Пенс заявил, что "как муж и отец" он оскорблен "словами и действиями" эксцентричного миллиардера.
Пресса даже начала муссировать вопрос о снятии республиканского кандидата с гонки и замены его на напарника Майка Пенса, который очень уверенно выступил на вице-президентских дебатах, по всем статьям переиграв слишком шумного и эмоционального визави Тима Кейна.
Собственно, в начале дебатов казалось, что предсказания политологов сбываются. Хиллари вышла в студию светясь как начищенный самовар, а Трамп шел как-то неуверенно, даже, казалось, улыбался сквозь силу.
Все ждали начала публичной порки аудиозаписью, и она состоялась практически сразу же.
Причем ведущий (представитель CNN Андерсон Купер) задал вопрос о записи в такой манере, что сразу же оправдал расшифровку Трампом название его канала как Clinton News Network. "Вы хвастались тем, что домогаетесь женщин. Вы это понимаете?", — спросил господин Андерсон.
Однако Трамп не стушевался, как это было в вопросе об Ираке на первых дебатах. Тогда, вместо вполне нормального признания в поддержке войны из-за того, что "власти дали нам, простым гражданам, неверную информацию" он стал мямлить невнятные оправдания из серии "позвоните тому-то и спросите, что я ему говорил в частной беседе".
На сей раз Трамп даже не перешел на эмоции и выбрал единственно возможный вариант ответа — циничную и реалистичную правду. Республиканец сначала извинился за сказанные слова, но тут же добавил, что речь идет об обычном "разговоре в раздевалке". И дал понять, что "в мире, где ИГ (запрещена в РФ — ред.) рубит головы и топит людей в стальных клетках" есть вещи и поважнее, чем какое-то бахвальство. Вещи, которыми он и будет заниматься после прихода к власти в США.
Хиллари, конечно, поддержала своего напарника-ведущего домашней заготовкой. "Я еще в июне говорила, что Трамп не может служить президентом и быть главнокомандующим. И запись показала, кто он есть на самом деле. Мы видели, как он оскорбляет женщин, оценивает их по шкале от 1 до 10", — отметила она.
Очевидно, что Клинтон не ожидала увидеть такого спокойного и рассудительного Трампа. Маска снисходительного превосходства, столь часто использовавшаяся во время первых дебатов, была снята.
Трампу удалось парировать другой болезненный для него вопрос — о якобы уходе от налогов во время кризиса (когда миллиардер заявил об огромных убытках и тем самым, по словам Хиллари, не отдал положенных денег на американскую армию и экономику). Трамп фактически обвинил Хиллари в том, что она намеренно не закрывала эти лазейки, поскольку их использовал не только республиканский миллиардер, но и друзья бывшей первой леди
"Да, я использовал эти лазейки. Но точно так же поступили Уоррен Баффет, Джордж Сорос и другие люди, от которых Хиллари сейчас получает деньги. Я не буду называть их имена, поскольку они богатые, но не знаменитые. Делать их знаменитыми мы не будем", — отметил Трамп.
После этого республиканец перешел в атаку по всем фронтам. Он не только регулярно повторял слова соперника Хиллари по праймериз Берни Сандерса о неготовности бывшей первой леди к роли президента, но и доказывал это конкретными примерами из ее биографии.
Были приведены примеры недальновидности — в частности, ядерная сделка с Ираном. Трамп назвал Исламскую Республику "террористической страной №1", которую нынешняя администрация сделала "сильнее и богаче" на 150 миллиардов долларов. Отдельно Трамп расписывал сирийскую ситуацию. В ответ на заявления Хиллари о том, что "русские бомбят Алеппо чтобы уничтожить последние очаги сопротивления повстанцев" республиканец задал вопрос о том, кто такие эти повстанцы.
"Мы вооружаем людей, и они оказываются ужасными людьми", — отметил Трамп и добавил, что прежде чем вооружать кого-то нужно понять, кем являются эти люди и какую позицию они занимают.
Этим же аргументом он парировал попытки ведущих напомнить зрителям о якобы антимусульманской позиции Трампа (когда тот заявил о необходимости остановить приток в США беженцев из исламских стран). По словам республиканца, бесконтрольный прием мусульманских беженцев будет крупнейшим троянским конем за всю историю США, поскольку власти не знают ничего ни об этих людях, но об их отношении к Америке. И даже Хиллари была вынуждена частично согласиться с ним в этом вопросе. Однако Трамп не успокоился и продолжил давить на Клинтон, упирая на ее неспособность бороться с исламским радикализмом.
"Чтобы решить проблему, нужно хотя бы ее озвучивать. Клинтон и Обама даже не говорят слова "радикальный исламский терроризм", — говорит Трамп. Такие слова Хиллари действительно не произнесла, отделываясь общими фразами о том, что "США не являются врагами ислама" и "то, что говорит Трамп, помогает террористам вербовать новых рекрутов".
Вообще сложилось впечатление, что Хиллари не была готова к такому спокойному и рассудительному Трампу. Отвечать на его слова ей по существу было нечем, поэтому она сделала такой упор на теме российского заговора.
"Впервые за нашу историю наш противник пытается повлиять на результаты выборов", — говорит Хиллари, "повесив" на Путина и вбросы WikiLeaks. Клинтон дала понять, что в случае победы Трамп отблагодарит Путина сдачей американских позиций, тогда как сама она будет принуждать российскую сторону сесть за стол переговоров на американских условиях.
Трамп же отвечал, что он российского президента не знает, но рассматривает Москву как потенциального партнера в деле борьбы с реальным врагом США — группировкой "Исламское государство". И, кстати, рассматривает не только Москву.
"Я не люблю Асада, но Асад убивает ИГ, русские убивают ИГ, Иран убивает ИГ, — говорит Трамп. — И эти страны объединились по причине слабости нынешней администрации… Генералы Макартур и Паттон крутятся в гробах из-за того, что мы делаем на Ближнем Востоке".
Безусловно, либеральные американские СМИ отдали Хиллари победу на этих дебатах. Для Трампа же важно мнение других сил.
Во-первых, избирателей, особенно неопределившихся — социология в ближайшие дни покажет, кого они посчитали победителем дебатов. Во-вторых, Трампу нужна поддержка однопартийцев, чтобы те перестали разбегаться как тараканы. Республиканцы должны были увидеть, что их кандидат может вести себя достойно и сохраняет шансы на победу в гонке. Особенно если "агенты Путина" в лице Викиликс продолжат публиковать новый компромат на Хиллари и под конец кампании вытащат на свет самые интересные подробности.
ria.ru