Киргизия указала России на «вывод»
02.12.16Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев 1 декабря заявил, что российская военная база будет выведена с территории страны после окончания срока действия договора.
- Мы должны опираться на свои вооруженные силы, а не на армии других государств, - сказал он, отвечая на вопрос по поводу нахождения в стране военной базы России. При этом Атамбаев особо отметил, что Киргизия и Россия «всегда будут оставаться стратегическими партнерами». Лидер Киргизии пояснил, что соглашение по базе было подписано президентом Курманбеком Бакиевым. «В 2016 году действующее соглашение истекает, после чего база должна была оставаться еще на 49 лет. Мы оставили ее лишь на 15 лет», — заявил президент Атамбаев, особо отметив, что он смог донести эту мысль до российского лидера Владимира Путина, и тот его понял.
На территории Киргизии находится объединенная российская военная база. В ее составе четыре объекта: аэродром Коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ в Канте, испытательная военно-морская база на Иссык-Куле, узел связи в поселке Чалдовар и автономный сейсмический пункт в городе Майлуу-Суу. База Кант расположена в пригороде Бишкека, там развёрнута российская авиагруппа, в составе которой штурмовики Су-25СМ и вертолеты Ми-8МТВ, которая может оказать поддержку 201-й базе в Таджикистане.
Чем объясняется заявление лидера Киргизии? Означает ли оно, что России в будущем нужно подыскивать другой объект в регионе для поддержания баланса сил и безопасности?
Заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин уверен, что заявления Атамбаева на протяжении последних двух-трех месяцев во многом «заточены» на фактически досрочно начавшуюся президентскую кампанию в стране.
- На днях окончательно утверждена дата будущих президентских выборов – октябрь 2017 года. И понятно, что по мере приближения к ним многие процессы в Киргизии будут еще больше активизироваться, и это при том, что в течение полугода уже наблюдается оживление, как будто выборы состоятся на Новый год. Предвыборная гонка стартовала досрочно, и вокруг нее концентрируется интерес экспертного и медийного сообщества, населения. Всем интересно: какие будут заключаться союзы, кто против кого будет дружить и какой компромат сольет?
Кроме того, насколько я могу судить, досрочно активизировались разнообразные лоббистские группы, представители которых начала активно рассказывать российским чиновникам о том, как они любят Россию и как их нужно за это поддержать. Надо сказать, что это верный признак того, что разговоры о возможности объединения оппозиции и о воплощении в жизнь идеи с импичментом президента весной – не просто разговоры.
Кресло под Атамбаевым действительно пошатывается, ситуация носит достаточно сложный характер просто потому, что никому непонятно, что будет дальше. Атамбаев уже сказал, что он никоим образом не видит для себя возможности пролонгировать свое нахождение на высших должностях, что будет отдыхать или заниматься бизнесом и т.д. Скорее всего, это правда: он не производит впечатление человека, который цепляется за власть как некоторые из его коллег-соседей. Вопрос в том, что вокруг президента сложилась «дружная» команда совершенно разных людей, которые никуда уходить не собираются и для них операцию «Преемник» – самая обсуждаемая тема.
С другой стороны – есть и еще более разрозненные, чем партия власти, оппозиционные группы, которые стараются устраивать свою электоральную стратегию. Даже мелкие эпизоды создают нервозную остановку. Например, в августе Атамбаев в присутствии экс-президента Розы Отунбаевой наговорил про нее много чего, обвинив в узурпировании власти, и она не дождавшись окончания речи, ушла со сцены. После этого началось бурление масс, посыпался друг на друга компромат: вдруг у президента нашлись офшорные компании, незаконно приобретенный земельный участок в Бишкеке и т.д.
«СП»: - Как сюда вписывается заявление об авиабазе Кант?
- Думаю, это одна из частей в такой борьбе. Возможно, Атамбаеву посоветовал сделать такое заявление глава его аппарата Фарид Ниязов – в прошлом известный журналист, чтобы отвести внимание от внутриполитических процессов к внешнеполитическим. Во всяком случае такая стратегия оправдана, и я уверен, что с завтрашнего дня все местные СМИ и политики начнут на разные лады обсуждать перспективы вывода базы ОДКБ на территории Киргизии. Опять начнется шумиха, но уже не вокруг земельного участка, который Атамбаеву якобы подарил один из его ближайших соратников, когда занимал пост мэра Бишкека...
Хотя может быть и более простое объяснение: Атамбаев – человек очень эмоциональный. Я давно его знаю – еще со во времен, когда он был просто бизнесменом. Даже оппозиция составляет разные цитатники из его высказываний, которые потом припоминают ему в качестве каких-то ляпов.
Из Бишкека я вообще слышал экзотическую версию: якобы в данной ситуации Атамбаев играет ту же роль пионера, в которой он выступал при денонсации российско-киргизских соглашений по энергетическому партнерству. Тогда по экономическим соображения, а также из-за отношений с Узбекистаном РФ было не с руки строить ГЭС, и тогда президенту Киргизии было поручено сказать то, что само российское руководство сказать не могло. И вот теперь якобы Россия сама заинтересована в сокращении своего военно-политического присутствия в регионе, поэтому киргизскому лидеру было поручено озвучить неудобные вещи.
«СП»: - Такая версия имеет под собой основания?
- Честно говоря, я в нее не верю. Атамбаев - уходящая фигура, и он может говорить все что угодно, но каких-либо серьезных предпосылок для сокращения российского военно-политического присутствия в регионе не наблюдается – это не в наших интересах.
Если вывезти базу из города Кант, то вся система региональной безопасности, которую ОДКБ несколько лет пытается выстроить в регионе, лишится важнейшего элемента. Скажем, 201-ая база в Таджикистане во многом опирается на Кант в плане военно-воздушного прикрытия. Сирийский опыт наглядно показывает, что выбивать боевиков из городской застройки или горной местности одной артиллерией невозможно – необходимо присутствие бомбардировочной и штурмовой авиации. А посылать туда стратегические бомбардировщики в случае, если в горах засядут несколько сотен боевиков, которых киргизская армия не сможет выковырнуть, - слишком дорого и накладно.
Кант – неотъемлемый военно-воздушный компонент коллективных сил быстрого реагирования ОДКБ, который нужно не сокращать, а наоборот наращивать. Происходящее южнее границ бывшей советской Азии не дает поводов для оптимизма. Стоить ожидать нарастания угрозы в связи с Сирией, с тем, как складывается ситуация в Афганистане как минимум в течение последнего года, и т.д.
«СП»: - Главный смысл заявления Атамбаева – Киргизия должна уметь защищать себя сама...
- Но когда это произойдёт – большой вопрос. Единственный опыт, который можно расценивать как попытки киргизской армии защищать страну, - это так называемые Баткенские события в 1999-ом и в 2000-ом. Тогда несколько сотен боевиков (по некоторым данным, вообще – несколько десятков) чуть не поставили страну на колени. Пришлось звать на помощь узбекскую авиацию, РФ и тащить всю имеющую военную силу Киргизии на юг. С большими потерями и гигантскими материальными затратами боевиков удалось обратно выдавить в Таджикистан и Афганистан.
Понятно, что с того времени ситуация изменилась. Минобороны РФ в последние три года оказывает серьёзную помощь киргизским Вооруженным силам поставками бронетехники, артиллерии, ремонтом техники и подготовкой кадров. Но этого мало. А когда Киргизия будет самостоятельно способна защитить себя в случае форс-мажора – трудно сказать, но явно не раньше, чем истечет срок, который указан в договоре о присутствии российской базы.