Лукашенко совершил разворот в сторону Запада
26.08.15Президент Белоруссии неожиданно помиловал и предписал незамедлительно освободить всех известных политических заключенных, включая самого популярного из них — кандидата в президенты 2010 года Николая Статкевича.
Это освобождение выглядит как шахматный ход в политической игре — оно произошло на следующий день после того, как стало известно, кто из оппозиционеров сможет принять участие в президентских выборах, а кто сошел с дистанции.
Освобождать политзаключенных прямым президентским распоряжением в субботу вечером стало своего рода традицией в Белоруссии — точно так же выпускали из колоний политзаключенных и в прошлые годы.
И на этот раз ближе к вечеру субботы государственное информагентство «БелТА» со ссылкой на администрацию президента сообщило:
«Исходя из принципа гуманизма, президент Беларуси сегодня принял решение о помиловании и освобождении из мест лишения свободы Николая Дедка, Игоря Олиневича, Николая Статкевича, Евгения Васьковича, Артема Прокопенко, Юрия Рубцова».
При этом еще недавно (как и неоднократно прежде) Лукашенко заявлял журналистам, что не может помиловать Николая Статкевича и других политзэков, так как они не признали своей вины — нет их заявлений о помиловании, которые можно было бы подписать. Но в субботу, когда помилование все же состоялось, всех шестерых освобожденных моментально вывели из колоний и тюрем и посадили на автобусы до их родных городов.
Несмотря на стремительное развитие событий, в тот же вечер встретить Николая Статкевича на автовокзале собралась большая толпа журналистов и сторонников под запрещенными белорусскими национальными флагами.
Освобожденного соперника Лукашенко встречали овациями и криками «Герой!».
Сразу же, прямо на вокзале, Николай Статкевич заявил, что не писал на имя Лукашенко прошения о помиловании, а также что намерен продолжать политическую деятельность и добиваться непризнания Западом нынешних президентских выборов.
Напомним, что результаты выборов 2001, 2006 и 2010 годов, когда побеждал Лукашенко, также не признаны международным сообществом.
Заявил Статкевич и о том, что белорусским демократам не следует на этих выборах поддерживать единственного кандидата от оппозиции.
«У диктатуры закончились деньги, и она будет имитировать демократию.
Я и дальше буду работать над тем, что делал для свободной, нормальной Беларуси. Но в ближайшие несколько дней я хочу просто отдохнуть. Вместе с тем я буду встречаться с руководителями оппозиционных организаций, будем обсуждать, что делать, — сказал вышедший на свободу оппозиционный политик. — Внутрикамерные агенты все время задавали мне один вопрос: собираюсь ли я уехать из Беларуси? Нет!»
Кто эти люди
Николай Статкевич на выборах в 2010 году был одним из самых заметных соперников Александра Лукашенко. Его арестовали сразу, вечером в день выборов.
В СИЗО КГБ он отказался от дачи показаний и объявил голодовку, прекратив ее только через 23 дня. Статкевича обвиняли в организации массовых беспорядков, но в суде он не признал своей вины.
В мае 2011 года Статкевича осудили на шесть лет лишения свободы в условиях усиленного режима. В январе 2012-го условия отбывания наказания изменили на более жесткие и перевели его из колонии в тюрьму.
На свободу он должен был выйти 20 декабря 2016 года.
Тогда, в декабре 2010-го, сразу после выборов, в тюрьме оказались семеро из девяти соперников Лукашенко. Несколько из них были осуждены «за организацию массовых беспорядков» к разным срокам заключения.
В результате Статкевич оказался единственным кандидатом в президенты, который, попав в тюрьму, не согласился признать свою вину и написать Лукашенко прошение о помиловании.
Николай Дедок был арестован 3 сентября 2010 года и получил 4,5 года лишения свободы в условиях усиленного режима за злостное хулиганство. В ноябре 2014 года на Дедка завели новое уголовное дело — за злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения — и продлили заключение на один год.
Игорь Олиневич был арестован 29 ноября 2010 года и осужден на восемь лет лишения свободы в условиях усиленного режима за злостное хулиганство и повреждение имущества общеопасным способом и в особо крупном размере.
На самом деле Николай Дедок и Игорь Олиневич были активистами анархистского движения. В вину им вменили ряд нападений на здания государственных ведомств. В их числе — несанкционированная акция возле генерального штаба в 2009 году, забрасывание бутылками с зажигательной смесью территории посольства России в Минске и здания тюрьмы на улице Окрестина в 2010-м, попытки поджога отделений Беларусбанка и банка «Москва-Минск».
Но, по мнению правозащитников, настоящим основанием для приговора стало участие в мирной демонстрации протеста возле минобороны против совместных российско-белорусских военных учений.
Житель Гомеля Юрий Рубцов 6 октября 2014 года был приговорен к полутора годам за оскорбление судьи. Новое уголовное дело на Рубцова возбудили в марте этого года. 28 мая суд приговорил Рубцова к двум годам колонии общего режима.
Евгений Васькович и Артем Прокопенко были взяты под стражу в январе 2011 года. В мае того же года суд Бобруйска приговорил их к семи годам лишения свободы в условиях усиленного режима. Суд посчитал их виновными в поджоге здания КГБ в Бобруйске в ночь на 17 октября 2010 года.
Поворот к Западу
До сих пор само наличие в Белоруссии политических заключенных, как и репрессии против независимых СМИ, служило главной причиной того, что ЕС и США отказывались признать легитимность президентских выборов — и, соответственно, самого Лукашенко.
Одно из следствий этого — то, что и самому Лукашенко, и большинству окружающих его чиновников запрещен въезд в Евросоюз, США и ряд других стран.
«Лукашенко снял препятствие на пути нормализации отношений с Западом на пике эффективности этого шага.
Теперь ему не будут предъявлять никаких дополнительных безусловных претензий для нормализации, — считает политический обозреватель белорусской службы «Радио «Свобода» Юрий Дракохруст. — То есть остаются и выборы, и свобода слова, и многое другое, но это темы для переговоров в рамках нормализованных отношений, а не условие нормализации. Плюс России нечего на этот шаг возразить и в чем-либо Лукашенко упрекнуть. Не она ж их сажала».
Теперь и Запад — в первую очередь в лице наблюдателей ОБСЕ, — и сама белорусская оппозиция лишаются мощного аргумента в пользу очередного непризнания белорусских выборов.
«Освобождение политзаключенных — конкретный сигнал Западу от Лукашенко, что он рассчитывает на признание этих выборов легитимными.
И это означает очень серьезный разворот во внешней политике, — считает белорусский политик, глава гражданской кампании «Наш дом» Ольга Карач. — Лукашенко, как избушка из сказки: к Западу он сейчас поворачивается передом, а к России — другими частями тела».
Лучший способ рассорить оппозицию
Николай Статкевич оказался на свободе ровно на следующий день после того, как стало понятно, кто представит демократическую оппозицию на выборах президента 11 октября.
Ведущие противники Лукашенко — Анатолий Лебедько и Сергей Калякин — сошли с дистанции, не сумев набрать по 100 тыс. подписей за свое выдвижение. Осталась Татьяна Короткевич, которую еще полгода назад вообще никто не знал и которая как оппонент очень удобна для Лукашенко.
Сегодня Статкевич — идейный лидер тех противников Лукашенко, кто выступает за бойкот выборов. Оказавшись на свободе и отстаивая свою позицию, Статкевич наверняка заметно уменьшит число тех избирателей, которые готовы были прийти на участки и проголосовать за оппозицию. Это даст перевес сторонникам Лукашенко — традиционно более дисциплинированной части электората.
«Несмотря на то что Статкевич не поддержал участие Короткевич в выборах, не стоит ожидать, что это как-то повлияет на команду, которая на нее работает. То есть кампания будет проведена в соответствии с первоначальным планом, — говорит Виктор Евмененко, эксперт аналитического проекта Belarus Security Blog. — Это освобождение — реверанс власти в сторону Запада, как и то, что Короткевич наверняка зарегистрируют как кандидата — это не вызывает сомнений».
Газета.ру