Новости от партий
Публичные слушания в Уссурийске продлились пять минут
22.05.14На них решался вопрос, как будет избираться глава Уссурийского городского округа…
Проект постановления думы об изменениях в Уставе округа, касающихся выборов главы округа и главы его администрации, депутаты приняли 16 мая во втором и третьем чтениях с учетом результатов публичных слушаний. Они состоялись двумя часами раньше. Однако можно ли считать такое собрание демократичным и фактически состоявшимся, если… Впрочем, обо всем по порядку.
Строго по протоколу
16 мая в 09.00 ч. за столы сели представители двух ветвей власти. И только в организационной комиссии, которую сформировала дума 14 апреля текущего года, находились всего две общественницы.
Возглавить работу этого временного выборного органа дума поручила заместителю постоянной депутатской комиссии по социальной политике, защите прав граждан и организации работы думы УГО Г. В. Овсянниковой.
Галина Викторовна вела собрание безупречно. С ее опытом работы с публикой любого уровня мало кто сравнится. Да и депутатская деятельность обучила точности ведения голосования.
Вот и на этот раз последовательность всех необходимых процедур была выдержана настолько, что Г. В. Овсянникова и сама не заметила, как завершила публичные слушания, приняв единогласно итоговый документ составом оргкомитета. И все – за какие-то пять минут! Даже не оказалось паузы для желающих выступить на публичных (!) слушаниях, кроме единственного зарегистрированного лица. Им оказалась главный специалист правового отдела аппарата думы А. С. Арефьева.
Анастасия Сергеевна оказалась в фокусе всеобщего внимания уже потому, что кому-то надо было указать на необходимую правку недочетов в проекте решения думы об изменениях в Уставе УГО, найденных при тщательной проверке текста.
Представительница «граждан округа» за полминуты справилась с задачей. Оно и верно: зачем было поручать этот вопрос кому-то из «сторонней» публики, если есть своя. А этот штатный сотрудник и законы знает, и лишнего не скажет. Так все и получилось.
Что же касается высказывания и учета мнений самих избирателей, то, как считают чиновники, зачем их лишний раз беспокоить? Пусть трудятся во благо округа. Захотят ли они вообще участвовать в таких дискуссиях? Ведь народ, по мнению наших верхов, давно отошел от политики. Его на всякие собрания и калачом не заманишь!
Есть почти вековая практика нашего общества поручать судьбу территории и его граждан тем, кого порекомендуют вышестоящие власти. Им видней.
И вот что получается: одни предлагают кандидата, другие дружно голосуют за него, а потом никто не знает, с кого спросить за провальные результаты деятельности того или иного избранника.
Далеко до гражданского общества!
Теперь придется на каждом округе выбирать не простого депутата думы УГО, а возможного главу Уссурийского городского округа. Причем вести дела администрации будет совсем другой человек. За него простым гражданам и голосовать-то не придется. Это сделает конкурсная комиссия. Избранник займется расстановкой кадров, распределением средств в рамках бюджета, станет выполнять еще более десяти основных полномочий, причем решающих. Рядовые граждане об этом узнают уже после того, как конкурсная комиссия решит, достоин ли человек в возрасте от 18 лет с профессией управленца вершить дела округа, прислушиваясь ко мнению гражданского общества.
- Нам до него еще так далеко! – как-то прозвучало из уст одной из чиновниц в одном из ее публичных выступлений.
Она была права, посчитав, что население перестало чувствовать себя истинным хозяином муниципальной собственности, управлять которой граждане могут поручить своим самым уважаемым избранникам из народа!
Быть активным и политизированным становится не модным в обществе. Большинство граждан охватило безразличие. Многие понимают, что кричи - не кричи, а в этом мире есть люди, которые привыкли решать за народ по-своему, даже не перешагивая через букву закона.
К примеру, перед выборами в партийные списки кандидатов могут включить даже разворотливых москвичей, которые удивляются наивности и доверчивости нашего местного народонаселения.
Если руководство партии скажет новым депутатам: «Все голосуем за Иванова!», то найдутся ли в разобщенной массе даже авторитетных новых депутатов такие, кто возразит верхам и поднимет руку за Петрова или Сидорова? Но сейчас даже не об этом речь, а о том, что с 14 апреля по 13 мая просмотрел наш брат уссуриец тот самый момент, когда надо было включиться в процесс формирования будущего нового закона нашей жизни.
За общими фразами – судьба округа
Внеочередное заседание думы, прошедшее 14 апреля, с виду не обещало существенных политических перемен. Формально вопрос повестки дня прозвучал так: «О проекте решения думы Уссурийского городского округа «О внесении изменений в Устав Уссурийского городского округа» (первое чтение) и о назначении публичных слушаний по вопросу «О внесении изменений в Устав Уссурийского городского округа».
Что стоит за этими изменениями – никто из граждан не мог и предположить. Ведь дума УГО даже не указала раздел Устава или его статьи. А различных изменений в главный документ жизни округа депутаты рассматривают пачками каждый месяц.
По решению думы этот проект был вынесен на «публичные слушания жителей Уссурийского городского округа». Назначены они были на 16 мая 2014 года. Значит, до 13 мая следовало подать заявление об участии в публичных слушаниях, как того требует положение об их проведении. И в этот документ нам, простым гражданам, следует заглядывать почаще, чтобы не оказаться без права голоса.
Как и требует данное положение, сообщение об этом и сам проект были размещены для всенародного обсуждения в «Уссурийских новостях», среди множества других официальных сообщений.
За новые правила игры
Организационный комитет по проведению публичных слушаний не вел разъяснительную работу среди населения. Да и вряд ли он был обязан это делать. Кому хочется лишних хлопот на свою голову?! Соберешь народ, а он начнет выплескивать эмоции, причем совершенно бесполезно. Ведь итоговый документ публичных слушаний носит лишь рекомендательный характер.
Возможно, это знали и представители КПРФ. Иначе они бы пришли на публичные слушания, чтобы поддержать точку зрения своего депутата, который к тому времени уже высказался против нового документа на заседании комиссии по социальной политике, защите прав граждан и организации работы думы. Выступление коммуниста вызвало раздражение у многих присутствовавших на заседании. Один из правоведов даже рассердился по поводу того, что оратор неверно понял новый порядок выборов, не различая полномочия главы округа и главы его администрации. А зачем было вникать в такие различия, если обе должности в нашем округе совмещал один человек?!
Все по привычке считают, что управлять городом и округом должен избранник масс. Но теперь все поменялось. Дума приняла новые правила игры.
Именно так, наверное, воспринимали поначалу новшества в порядке выборов глав территорий в Спасске-Дальнем, Дальнереченске, Большом Камне и некоторых других округах и муниципальных районах. Все бы ничего, если бы не началась между руководителями ветвей власти откровенная борьба за свои права. И хотя, по всем канонам, глава округа принимает с депутатами решения и спрашивает за их реализацию исполнительную власть, то есть главу администрации. Теперь сити-менеджер будет уверенно держать в своих руках реальные рычаги управления территорией, руководить финансовой и экономической деятельностью администрации, влиять на настроение и жизнь людей.
О такой междоусобице глав некоторых приморских городов и районов рассказал помощник депутата Госдумы от ЛДПР, А. А. Федчун, который присутствовал на публичных слушаниях 16 мая в Уссурийске. Это он не выдержал и демонстративно вышел из зала, когда за пять минут все процедуры были закончены.
- Фикция, а не публичные слушания! – успел сказать Андрей Александрович и закрыл за собой дверь.
Подай заявку за три дня!
Напрашивается вопрос к представителям аппарата думы или администрации округа, отвечавшим за проведение данного акта волеизъявления граждан: а если бы не понадобились корректировки проекта и он был написан без сучка и задоринки, то слушания можно было не проводить вообще?
А здесь в протокол кто-то должен был внести предложение исправить грамматические ошибки и одну погрешность в документе. Для этого за три дня до публичных слушаний, в качестве их участницы по всем правилам зарегистрировали одну штатную сотрудницу правового отдела аппарата думы УГО, которая и выполнила поручение чиновников. Все!
- Надо понимать, что в протоколе слушаний, который направляется для рассмотрения на заседании думы округа, фиксируются мнения и выступления только тех граждан, которые подали свои заявки на участие в публичных слушаниях не позднее, чем за три дня до их начала, - прокомментировал ситуацию начальник правового отдела аппарата думы УГО Д. С. Палачев. – Люди, не читая положение о публичных слушаниях, требуют внимания к своим высказываниям, хотя права голоса и выступления фактически не имеют.
Предложения не новы
Но не тут-то было! В зале оказался человек, который, наверняка, заранее и не подал заявку на участие в публичных слушаниях, но в его речь охотно вникли члены оргкомиссии. Депутат Законодательного собрания Приморского края С. Н. Кондрашов вышел к трибуне и выразил свое удовлетворение тем, что его идея находит свое воплощение.
С. Н. Кондрашова как избранника народа такая подчеркнуто демократическая обстановка на публичных слушаниях ничуть не смутила. После их завершения он корректно попросил слова у председателя оргкомиссии и с трибуны поддержал проект нововведений. Сергей Николаевич сказал, что еще 10 лет назад он лично, будучи депутатом уссурийской думы, высказывал подобные предложения о том, что главу следует избирать из состава этого представительного органа.
Эту же речь, слово в слово, С. Н. Кондрашов повторил и через пару часов на заседании внеочередной думы, хотя его порядок вряд ли предусматривал подобные дебаты.
Было ли данное предложение депутата открытием? Ведь 10 лет назад руководил территорией избранный подобным образом глава округа и его администрации Сергей Рудица. В ответ на это возражение Сергей Николаевич заявил, что он настаивал на сохранении такого порядка выборов руководителя исполнительной власти, чтобы больше не возвращаться ко всенародному голосованию.
Как бы чего не вышло!
Нашему корреспонденту после таких «публичных» слушаний удалось побеседовать с несколькими представителями аппарата думы УГО.
Они поделились своим взглядом на состояние демократических начал, но «не для печати». Первый их вывод: зачем вообще говорить на данную тему, если соблюдены все юридические формальности? Второй: кому хочется поднимать бурю в стакане, если результаты публичных слушаний имеют только рекомендательный характер? Третье: если кто-то из граждан начнет эмоционально высказываться, кому приятно его успокаивать?
Вот оно, молчаливое, но чисто бюрократическое отношение к гражданам, которых некоторые чиновники воспринимают, как назойливых мух.
Мне не раз приходилось бывать в кабинете № 111 по ул. Ленина, 101, где обычно проходят встречи с активистами от населения. Публичные слушания по вопросам землепользования как-то вела заместитель начальника управления градостроительства И. В. Солдаткина. Она не предупреждала, что право голоса имеет только тот участник слушаний, который заявил об участии в них не позднее, чем за три дня. Ведущая спрашивала мнения всех присутствующих, подчеркивая их право на участие в процессе самоуправления. И они охотно голосовали за дальнейшую судьбу нескольких участков уссурийской земли.
А здесь решается судьба всего округа и его населения! Но как? Втихую! Без широкого оповещения граждан, как это было, к примеру, перед публичными слушаниями по проекту бюджета на 2014 год. А зачем тратить народные деньги на баннеры, чтобы пригласить народ на публичные слушания? Как бы чего не вышло!
Знакомая фраза? Да. Ее пару веков назад сказал незабвенный Н. В. Гоголь. Наверное, заглянул тогда Николай Васильевич из глубины столетий в сегодняшний день, чтобы предупредить: мол, бюрократия всегда найдет, чем защититься от масс, поднявшись над нею.
Татьяна АЛЕКСАНДРОВА