Главный специалист по терапии на Дальнем Востоке: COVID-19 угрожает здоровью общества
03.12.21Заболеваемость COVID-19 в Приморье не снижается. На вопросы о том, что такое вакцинация и кому она нужна, приняла ли Всемирная организация здравоохранения отечественные вакцины и долго ли нам носить маски, ответила полномочный представитель Российского научного медицинского общества терапевтов в ДФО, директор Института терапии и инструментальной диагностики Тихоокеанского государственного университета Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор, главный внештатный специалист по терапии ДФО Вера Невзорова в программе «Среда без коронавируса» на канале «Общественное телевидение Приморья».
– Мы с вами на программе «Среда без коронавируса». Есть ли надежда, что коронавирусная инфекция закончится?
– Среда уже останется с коронавирусом, так же, как и со всеми другими вирусами, бактериями, которые нас окружают, и которые, обратите внимание, резко меняют нас.
– Неслучайно говорят, что это именно новая коронавирусная инфекция, значит есть старая?
– Совершенно не случайно. Потому что на самом деле мы с легкими формами коронавируса встречаемся, когда только рождается ребенок, когда у новорожденного первые эпизоды ренита, проблем с носоглоткой, это чаще всего обычные коронавирусы.
Но есть и такие коронавирусы в истории мира, которые доставили человечеству очень много проблем. История с атипичной пневмонией, затем вирус, который бодро вошел на ближний восток – Мерс – и существенно увеличил смертность на тот период времени.
Теперь вирус, который мы называем COVID-19, он тоже из семейства коронавирусов.
– Мы перестали слышать про атипичную пневмонию и другие, значит ли это, что они исчезли навсегда и не угрожают больше человечеству?
– Мы постоянно контактируем с вирусами, не надо думать, что мы живем без них. Их гораздо больше, чем мы можем себе представить. Но сейчас самая большая угроза – именно от коронавируса COVID-19. И угроза состоит в том, что очень много малосимптомных, бессимптомных форм, много носителей вируса. И в том числе мы видим очень тяжелые формы и тяжелые последствия. Конечно, есть проблемы и других вирусных инфекций, никуда не делся грипп, риновирусные и прочие инфекции, не исчезли бактерии. Просто сейчас проблема с COVID-19 наиболее актуальна, потому что угрожает здоровью общества.
– Что будет через 10 лет?
– Сложно прогнозировать. Ведь еще два года назад никто не думал, что будет вот такая реальность. А это произошло благодаря маленькому созданию, которое даже не имеет ДНК, а только РНК. Помните раньше было такое амбициозное выражение «Человек – царь природы». Утверждение без оснований. На самом деле наша нынешняя жизнь показывает, что мы должны уметь приспосабливаться к тем условиям, которые нам создает окружающий мир. Мы имеем возможность лишь влиять на ситуацию.
– Есть мнение, что не нужно ничего менять, пусть инфекция пройдет и мы будем жить как прежде. Это допустимо?
– Мы с этим не справимся. Есть экономические расчеты, которые говорят о том, что сейчас в крайнем напряжении работают системы здравоохранения всего мира. Это большая проблема. Вы представляете, сколько выводится коечного фонда для оказания помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, сколько выводится реанимационных коек, аппаратов ИВЛ, закупается дорогостоящих лекарственных препаратов? Мы просто не сможем справиться с этой ситуацией, ведь все остальные проблемы со здоровьем людей остались. А необходимо огромные ресурсы выделять на защиту от COVID-19.
Был испанский грипп больше 100 лет назад, в разы страшнее чумы. Он уничтожил огромное количество населения. После этого были созданы вакцины, и теперь мы имеем возможность контролировать ситуацию благодаря постоянной вакцинации, имея определенные рамки по возрасту, категориям профессий, перечню вакцин от жизнеугрожающих заболеваний.
В большинстве люди активно и положительно реагируют на вакцинацию. Уже многим понятно, что, например, прививка от гриппа не уберегает от гриппа, но спасает от осложнений и тяжелых форм. Так же и с другими вакцинами.
– Сезонные прививки от гриппа и пневмонии способствуют тому, что люди меньше болеют осенью?
– Да. Антипневмококковые вакцины стимулируют тот самый врожденный иммунитет, утрачивание которого приводит к большим проблемам, например, сейчас к тяжелым формам коронавирусной инфекции. Сегодня особенно правильно сделать вакцину от гриппа, чтобы сберечь свой иммунный ответ для более серьезных заболеваний. Все мировое сообщество поддерживает такую вакцинацию.
Есть исследования в Нидерландах и Испании, которые показали, что если вакцинировать от пневмококковой инфекции, то гораздо меньше людей заболевают тяжелыми формами коронавируса.
Все должны понимать, что даже при вакцинации полностью не убережемся от инфекции, но болеть будем меньше и легче.
Напомню, что теперь Минздрав России разрешил делать вакцинацию от гриппа и COVID-19 одновременно. И не нужно забывать про вакцинацию от пневмококка, она делается в России бесплатно, так же, как большинство прививок.
– Вакцинация – это степень доверия нации. Частый вопрос общества, почему нашу вакцину не признает ВОЗ?
– Признание вакцины – это, прежде всего, публикации, которые выходят в мировых высокорейтинговых научных журналах. Наша ведущая вакцина «Спутник V» была одобрена ВОЗ для экстренной ситуации, как большинство вакцин в тот период, когда мы не имели никакой другой защиты. Она была признана, есть публикации в журнале «Ланцет».
Мы также должны четко понимать, что признание вакцины на мировом уровне – это экономика, политика. Главное доказательство качества вакцины – это мнение врачей страны, которые видят, как течет заболевание у привитых и непривитых, которые понимают процессы и лечат людей в «красных зонах». Мы видим, как работает эта вакцина. Мы знаем, как большое количество соотечественников, живущих за границей, приезжают и в Россию и хотят получить прививку «Спутник V».
Все-таки медики выше политических вопросов о признании. Ярким примером тесного международного взаимодействия в этой области является нынешнее сотрудничество по разработке совместной вакцины учеными России и Великобритании. Объединение усилий даст намного больше положительных результатов для мира.
– В России нет возможности прививаться иностранными вакцинами. Почему?
– Ну я не думаю, что мы от этого сильно страдаем. Эффективность нашей вакцины признали многие страны мира. Так, в мае представитель одной французской фармкомпании объявил, что привился «Спутник V» и был удивлен, почему всего 15% населения России привиты, имея такую хорошую вакцину, бесплатную и доступную. Спросил, почему люди не заботятся о своем здоровье.
Я подчеркиваю, если человек хочет сохранить здоровье, не иметь отложенных осложнений, не нужно ничего ждать, никаких одобрений, признаний, нужно вакцинироваться.
– Слухами и мифами обрастает вакцинация в России. Что можно посоветовать гражданам?
– Исторически так сложилось, что наше население очень слабо доверяет официальному мнению, считая, что оно заведомо ложное или пропагандистское. Я независимый эксперт, мое мнение невозможно купить. Я лично привилась 2 февраля, когда появилась публикация в журнале «Ланцет» о вакцине «Спутник V», о качестве и эффективности препарата.
Журнал «Ланцет» медицинское сообщество оценивает, как профессиональную библию. Если публикация туда попала, значит был проведен очень высокий уровень исследования, в том числе международный.
– Есть мнение, что государство проиграло информкампанию в защиту прививки. Почему люди не доверяют вакцинации?
– Во всем мире такое недоверие. Во Франции в один период вакцину увезли в Израиль. Французы стали возмущаться, выходить на пикеты. Но когда появилась вакцина в стране, французы не пошли вакцинироваться. И тогда государство ввело ограничительные меры, схожие с нашими. Только таким путем можно достигнуть коллективного иммунитета.
Еще полтора года назад, с начала пандемии, повсеместное ношение маски вызывало у людей недоумение, отрицание, агрессию, иронию. Но большинство людей не были в «красной зоне», ни разу, никто. И люди твердо были уверены, что весь COVID – это ерунда, обман. Многие заблуждаются и сейчас.
Только регулирующие жесткие меры способны показать положительный результат.
– Есть мнение, что вакцинированный человек в первые несколько дней может заразить окружающих. Это миф?
– В «Спутник V» нет коронавируса, там элементы, которые индуцируют сходный иммунный ответ на вирус РНК и стимулируют антитела и клеточный иммунитет. А если температура поднялась, значит идет стимуляция иммунного ответа. Это реакция на любую прививку.
Когда мы слышим такие заявления, мы удивляемся, что читают люди, кто и зачем транслирует такие неправдоподобные истории?
– Переболевшие сопротивляются вакцинации. Это правильно?
– Мы теперь знаем, что этот вирус быстро мутирует. Если вы переболели, ваш иммунитет сформирован против конкретного типа, во-вторых, антитела со временем теряют свою защитную функцию. Да, если вы переболели у вас есть антитела, но они не защитят от нового штамма и мутации вируса. А вакцина разработана таким образом, что защищает от всех известных штаммов.
Нам нужно быть более гибкими, менять свое мнение, читать официальные источники информации, врачей, ученых, которые имеют отношение к доказательной медицине и министерству здравоохранения.
– Есть люди, который имеют настолько сильный иммунитет, что они не заболеют никогда?
– Даже во время эпидемии чумы были люди, которые не заболевали. Этому нет причин, объяснения и предпосылок. Не значит, что это будет обязательно абсолютно здоровый человек или тот, кто ведет здоровый образ жизни, правильно питается, бегает по утрам, купается в проруби и не носит зимой шапку. Думать, что такой образ жизни спасет от заболеваний, тем более от COVID-19 – заблуждение. Никто такую гарантию не даст, это невозможно.
Можно жить в твердой уверенности, что не заболеешь никогда. Но это не имеет ничего общего с доказательной медициной. Коварство этого вируса состоит в том, что есть бессимптомные носители, если люди с малосимптомными формами. Каждый человек должен защитить себя, но наш свободолюбивый город очень сложно в этом убедить, к сожалению. Люди игнорируют маски везде – в транспорте, в магазинах, в лифтах.
– Маски – это навсегда?
– Все население в период эпидемии, даже привитые, должны носить индивидуальные средства защиты. Посмотрите на Японию, Китай, Корею? Они много лет носят маски, не отрицая и не пытаясь митинговать. Да, это густонаселенные страны, маской они защищаются от разных вирусов, от аллергенов. Это их культура. И это отлично.
– Отмечается, что дети стали болеть коронавирусом. Как обществу их защитить?
– Сейчас все больше молодых болеют тяжело. Разговоры о том, что болеют только люди старшей возрастной категории, – это уже не правда. Мы видим неблагоприятные течения у молодых, повторные заболевания среди этой категории граждан.
Коронавирус все ближе побирается к детям. Однако мы продолжаем наблюдать, как взрослые игнорируют вакцинацию, поставив под угрозу не только сограждан старшего возраста, но теперь и детей. Мы в первые «волны» не волновались за детей, они почти не болели. Сейчас заболевают дети разных возрастов до 18 лет.
Взрослые своим поведением не защищают детей, и это страшно. Отрицание взрослыми вакцинации сейчас – это усиление активаксерного движения в будущем.
– Что бы власти сейчас не сделали, это вызывает волну недовольства и гнев граждан. А как лучше поступать?
– На мой взгляд, власти сейчас очень сложно. Сложно идти вразрез с народным мнением. Сложно, но нужно быть твердыми. Ведь речь идет о народонаселении, о сохранении оптимального демографического потенциала.
«Золото Уссурийска»