Госдума в последний момент решила поправить норму о лишении гражданства
24.06.16Депутаты решили поправить одобренный к второму чтению антитеррористический пакет. Ожидается пересмотр нормы о лишении гражданства: в противном случае новелла ударит по жителям Крыма, Абхазии, Южной Осетии и стран СНГ
Отложили напоследок
В пятницу на последнем заседании весенней сессии Госдума планирует во втором и третьем чтениях рассмотреть резонансный пакет поправок в антитеррористическое и антиэкстремистское законодательство, а также в закон о гражданстве. Авторы законопроекта — председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая и член Совета Федерации Виктор Озеров.
Документ начал готовиться после теракта на борту самолета А321 в Египте в октябре прошлого года и серии террористических атак в Париже 14 ноября. 20 ноября депутаты и сенаторы обсудили необходимость ужесточения антитеррористического законодательства. Пакет разрабатывался при участии Совбеза, рассказывали собеседники РБК в комитете по безопасности.
Комитетом Госдумы по безопасности поправки к второму чтению были рекомендованы к принятию Госдумой в понедельник, 20 июня. Их рассмотрение во втором и третьем чтениях было запланировано на среду, 22 июня, но на заседании докладчик, зампредседателя профильного комитета Эрнест Валеев, попросил перенести слушания на пятницу. Причина — подготовка новых поправок к законопроекту, рассказал собеседник РБК в комитете. В среду днем опубликованные после одобрения комитета поправки пропали из базы документов Госдумы.
Помощница Яровой Мария Чекалдина затруднилась пояснить РБК, почему законопроект был удален из базы, будут ли внесены новые поправки, а также планируется ли внести разъяснения в первоначальные положения законопроекта.
В среду вечером на странице мероприятий Госдумы появилось сообщение о том, что комитет опросным листом снова попросил его членов поддержать пакет к второму чтению. Собеседник РБК в комитете сообщил, что речь идет о новой доработке к второму чтению с учетом недовольства Совфеда и думских фракций первым вариантом поправок.
Законопроект может быть исправлен, сейчас этот вопрос обсуждается, рассказал другой собеседник, близкий к руководству Госдумы. По его словам, обсуждается вопрос об отмене или правке пунктов о гражданстве, ограничении на выезд из страны. О том, что срочно переписываются нормы о лишении гражданства, знает и собеседник в одном из профильных по этой инициативе думских комитетов.
Собеседник в комитете по безопасности сообщил, что опрос депутатов по новым правкам продолжался до вечера, но не все успели посмотреть и одобрить последнюю версию.
Добровольно-принудительное лишение
В изначальной версии законопроект, который был принят 13 мая, предлагал просто лишать гражданства за терроризм или захват заложников, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсию, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, сепаратизм. Подготовленные же к второму чтению документа поправки существенно расширяют сферу применения такой санкции, как лишение гражданства.
Законопроект Яровой и Озерова вводит в законодательство новое понятие: утрата гражданства в результате фактических действий. Понятие закреплено в новой статье, которую предлагается внести в закон о гражданстве. По этой статье люди, совершившие преступления террористической направленности, будут считаться добровольно отказавшимися от гражданства.
«Добровольцами» будут признаваться и те, кто совершил преступления по экстремистским статьям Уголовного кодекса (УК): возбуждение ненависти либо вражды, организация экстремистского сообщества и «содействие экстремистской деятельности». Как следует из поправок, осужденный будет лишаться российского гражданства автоматически после вступления приговора в законную силу, то есть согласно Уголовно-процессуальному кодексу (УПК) спустя десять дней после решения суда, если за это время оно не было обжаловано. В течение пяти дней после приговора или возвращения его из апелляционной инстанции суд направляет его в «уполномоченные» органы, ведающие делами о гражданстве, чтобы те контролировали осужденных. После ликвидации Федеральной миграционной службы (ФМС) вопросы гражданства перешли в ведение Министерства внутренних дел (МВД).
Впрочем, в поправках говорится, что если у человека есть только одно, российское гражданство, он не может быть его лишен.
Поправки грубо нарушают Конституцию России, указывает член президентского совета по правам человека (СПЧ) Илья Шаблинский. «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его», — напоминает Шаблинский. Никакой другой процедуры, кроме добровольного заявления, не существует, отмечает эксперт. В случае начала действия новой процедуры лишения гражданства единственное, что может сделать лишенный российского гражданства, — это обжаловать его через Конституционный суд.
Добровольное волеизъявление может быть осуществлено только лично гражданином в письменном в виде, иное толкование воли человека незаконно, отмечает московский адвокат Леонид Альперович, тоже считающий нововведение противоречащим Конституции.
Непатриотичное поведение
К «добровольцам», которые будут лишаться гражданства, Яровая и Озеров предлагают приравнять и россиян, которые поступили на военную службу, службу в органах безопасности или правоохранительных органах или в судах иностранного государства. Эта поправка, которой не было в первоначальной версии законопроекта, коснется тех, кто решит служить в зарубежной армии, работать в иностранных силовых или судебных органах, после вступления в силу законопроекта — утратившими российское гражданство предлагается считать их с момента поступления на службу.
По словам Шаблинского, когда к отказу от гражданства приравнивают определенный тип поведения, это ставит в трудное положение прежде всего российских граждан, проживающих в странах СНГ, Израиле, Германии, так как не позволяет им устраиваться на работу. Кроме того, отмечает он, «слежение за трудоустройством лиц с российскими паспортами по просторам СНГ никакого отношения к терроризму не имеет».
Получается, что людей карают за деяние, не описанное ни в Уголовном кодексе, ни в Административном, указывает Альперович.
Эта поправка напрямую ударит по десяткам тысяч граждан Израиля, которые имеют российское гражданство, заявил РБК президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер. Дело в том, что в Израиле действует обязательный призыв в армию, причем как для женщин, так и для мужчин, напоминает Каннер. По его словам, еще несколько лет назад в России работали 100 тыс. израильтян, а многие российские граждане, которые уехали в Израиль, работали в местных судах, в частности секретарями, отмечает Каннер. «Этот законопроект писали люди, которые нестратегически мыслят», — убежден он.
Могут коснуться поправки Яровой и Озерова и граждан Абхазии и Южной Осетии, считает президент Фонда содействия развитию Абхазии Виталий Лабахуа. После пятидневной войны с Грузией в августе 2008 года Россия признала суверенитет Абхазии и Южной Осетии, выдав десяткам тысяч жителей этих республик российские паспорта. По оценкам Лабахуа, 90% жителей Абхазии имеют российское гражданство. Всего, говорится на сайте администрации северокавказской республики, там проживают 242 756 человек, а в Южной Осетии, согласно официальной информации местных властей, — около 72 тыс.
«Поправка, которая касается работы в других странах, некорректна. Даже если этот законопроект был рассчитан на решение иных целей, последствия его принятия могут быть плачевны. Второе гражданство — это связь Абхазии с Россией, и если Россия начнет рубить эту связь, развитие ситуации на Кавказе непредсказуемо», — уверен Лабахуа.
В свою очередь собеседник РБК в парламенте Южной Осетии рассчитывает, что депутаты Госдумы примут поправки, которые выведут из-под действия законопроекта Яровой и Озерова жителей республики.
Крым, Украина — далее везде
Проблемы могут возникнуть и у жителей Крыма, который вошел в состав России в марте 2014 года, говорит член президентского Совета по правам человека Евгений Бобров. По данным Росстата, на 1 января 2016 года в Крыму и Севастополе проживали 2,3 млн человек, большинство из них имели паспорта Украины. После того как крымчане получили российское гражданство, у четверти из них осталось еще и украинское, уточняет Бобров.
Законопроект Яровой и Озерова коснется граждан Украины, Армении, Азербайджана, Таджикистана и других государств бывшего СССР, которые в большом количестве проживают и работают в России, предполагает Каннер.
Ранее начальник Управления по вопросам гражданства и видов на жительство ФМС Валентина Казакова говорила РБК, что спустя год после вступления в силу закона (4 августа 2014 года), обязывающего уведомлять российские власти о наличии второго гражданства, более 5 млн граждан России должны были это сделать. По статистке ФМС, с 1992 года, когда вступил в силу закон «О гражданстве», российские паспорта получили более 6 млн человек. Порядка 5,5 млн сделали это в статусе иностранного гражданина. По словам Казаковой, больше всего россиян имеют вторые паспорта Украины, Казахстана, Киргизии и Армении, а из стран дальнего зарубежья — Израиля, США и Германии.
Работа в международной организации
Добровольно вышедшими из российского гражданства, согласно нынешней версии законопроекта, будут считаться люди, работающие «без согласия полномочных органов» в России в международных организациях, в деятельности которых Россия не принимает участия, если иное не предусмотрено международным договором. Такие лица лишатся гражданства со дня поступления на работу. Что подразумевается под понятием «международные организации», в законе не сказано, как нет в нем и упоминания, что за ведомства должны оповещать о своей работе на иностранных работодателей российские граждане.
С профильным комитетом по делам общественных организаций поправки не обсуждались, сказал РБК его председатель Ярослав Нилов (ЛДПР). «Хотелось бы понять, какие организации имеются в виду — это ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация. — РБК), нежелательные организации или просто филиалы иностранных организаций», — недоумевает депутат.
Директор российского представительства международной правозащитной организации Amnesty International Сергей Никитин предполагает, что под «размытой» формулировкой «международные организации, в работе которых не участвует Россия», речь может идти о любой иностранной структуре, которая работает в России, в частности об организации Human Rights Watch или антикоррупционном центре Transparency International.
Под действие закона могут подпасть и те, кто пойдет работать в международные структуры, которые включены в реестр Минюста нежелательных организаций, не исключает адвокат международной правозащитной группы «Агора» Рамиль Ахметгалиев.
Логика ужесточения антиэкстремистского и антитеррористического законодательства и усиливающееся давление на некоммерческие организации говорят о том, что правозащитников или сотрудников так называемого третьего сектора приравнивают к экстремистам, полагает Ахметгалиев.
По словам Никитина, размытые формулировки поправок Яровой и Озерова предполагают широкое поле для их толкования. Если законопроект будет одобрен, теоретически проблемы могут возникнуть у сотрудников любой организации, которая в своем названии использует слово «международный»: ничто не помешает исполнителям законопроекта, которые еще не определены, предъявить претензии к международному обществу «Мемориал».
Человек, утративший гражданство РФ из-за действия антитеррористического пакета поправок, будет лишен общих гражданских прав, отмечает Игорь Симонов, адвокат Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры», в частности права избирать, быть избранным и претендовать на определенные должности.
rbc.ru