Пятиминутка здравого смысла об извинениях Эрдогана
29.06.16Поразительно, как легко меняется специализация пользователей соцсетей. Еще вчера в «Фейсбуке» было не протолкнуться от специалистов по вопросам футбольной тактики, стратегии, а также психологической подготовки профессиональных футболистов к ответственным международным соревнованиям. А на прошлой неделе в соцсетях было настоящее нашествие специалистов по британскому конституционному и избирательному праву, а также законодательству Европейского союза.
Сегодня же я с удивлением обнаружил, что вчерашние специалисты по «Брекситу» и футболу в экстренном порядке переквалифицировались в практикующих тюркологов, специалистов по турецкой политике и дипломатическим коммуникациям. Фейсбук-сообщество в едином порыве негодует по поводу извинений Эрдогана, которые были выражены не теми словами, не в той форме и вообще не так, как бы ему хотелось.
Я не специалист-тюрколог, в нюансах турецкого дипломатического языка я не разбираюсь и не претендую на это. Но вот определенный опыт участия в информационных войнах у меня есть, и он позволяет сделать несколько выводов из имеющейся информации. В современном мире зачастую важно не то, что ты сказал, и не то, как ты сказал, а то, как тебя поняли.
Давайте посмотрим, как письмо Эрдогана восприняли не в Москве или в Анкаре, а в других столицах.
Итак, с точки зрения «Аль-Джазиры», Эрдоган извинился перед Москвой. С точки зрения Fox News, Эрдоган извинился перед Москвой. С точки зрения специализированного международного журнала Foreign Policy, Эрдоган сделал то, «что он ненавидит больше всего», а именно - извинился.
В целом получается, что в международном инфополе уже зафиксировался факт извинений и, как говорится, «фарш невозможно провернуть назад». Сейчас эксперты-международники западных СМИ заняты не обсуждением того, извинился Эрдоган или нет, а обсуждением того, что с ним сделал Путин, чтобы заставить невероятно гордого и упрямого турецкого лидера принести свои извинения.
Тут стоит напомнить, что Кремль никогда не требовал от Эрдогана только извинений. Для того чтобы у российско-турецких отношений появились хотя бы минимальные шансы на нормализацию, нужно выполнение еще двух пунктов: выплата материальной компенсации за сбитый самолет и наказание виновных. Только после этого начнутся какие-то реальные переговоры, на которых можно будет обсудить много чего интересного, включая слишком тесные связи некоторых турецких структур и сирийских террористов.
Кстати, у нас почему-то принято с пренебрежением относится к вопросу денежных компенсаций, а зря. Деньги в данном случае имеют большое символическое значение не для нас, а для тех, кто их платит. Так что компенсацию нужно выбить. Вообще, нам бы пора научиться заставлять наших геополитических оппонентов платить и каяться, каяться и платить, тем более им есть за что. В данном случае покаяние и компенсация - это геополитический инструмент, и плохо то, что мы не используем его в полную силу.
Нужно отметить еще пару моментов. Во-первых, любая спешка представляется непродуктивной. Те факторы экономического и политического характера, которые заставили Эрдогана искать способ исправить отношения с Израилем и Россией, носят долгосрочный характер. Во-вторых, не нужно испытывать иллюзий насчет искренности или честности Эрдогана. Не нужно испытывать иллюзий даже насчет его психической стабильности. Но это не означает, что нам не нужно пользоваться сложившейся ситуацией.
Наоборот, пользоваться нужно и на полную катушку. Как показывает практика, Кремль найдет и нужные рычаги воздействия, и сможет добиться максимального количества нужных нам уступок. Кстати, наши западные оппоненты, видимо, считают, что Эрдоган стал для них опасен, иначе немецкие власти не обвинили бы его в военных преступлениях после опубликования его письма.
Кто знает, может, турецкий лидер сейчас пытается купить у
Владимира Путина билет в Ростов? Говорят, это отличный город для беглых
президентов.
politrussia