"Помидорная война" с Турцией обошлась России в 1,5 миллиарда долларов
18.04.17"Помидорная война" с Турцией обошлась России в 1,5 миллиарда долларов, отмечается в мониторинге, подготовленном экспертами Института Гайдара и РАНХиГС. Вместе с тем, она освободила для российских производителей нишу на рынке в 500 миллионов долларов.
Ниша на полмиллиарда
В мониторинге напомнили, что в марте Турция отказала России во ввозе продукции с нулевыми ставками пошлин. "Эта "война" освободила нишу в России для местных производителей помидоров и огурцов емкостью 0,5 миллиарда долларов", — отметили эксперты.
По их оценкам, именно такую сумму составил годовой турецкий экспорт томатов и огурцов в Россию — 508,3 миллиона долларов в 2014 году. Вместе с тем, до введения эмбарго 43% всех помидоров, поступавших на российский рынок, были турецкими. Также государство оперативно поддержало овощеводства закрытого грунта. Для этого в 2016 году в государственной программе поддержки сельского хозяйства появился соответствующий пункт. Кроме того, в декабре 2015 года власти одобрили несколько инвестиционных проектов по строительству тепличных комплексов. По подсчетом автором мониторинга, суммарные затраты бизнеса и государства составили 34,2 миллиарда рублей, или около 570 миллионов долларов.
Серьезные потери
Вместе с тем, российский потребитель в текущей ситуации остается в "весьма невыигрышном положении". Так, отмечается, что магазинная цена томатов до трех раз превышает ту, по которой их ввозят в Россию. Кроме того, отпускная цена отечественных тепличных хозяйств существенно выше, чем средняя цена ввоза импортных помидоров. "В-третьих, если бы и сейчас продолжался импорт томатов защищенного грунта из Турции, то их цена была бы ниже, чем поставки в Россию из других стран", — подчеркнули аналитики.
Кроме того, торговая война с Турцией из-за зимних томатов "принесла в жертву экспорт зерна, масла, отходов масложировой и сахарной промышленности на сумму 1,3-1,5 миллиарда долларов", напомнили эксперты. Они отмечают, что судьба этой продукции о с точки зрения переориентации на другие рынки сейчас не ясна. При этом позиция турецких властей в этом вопросе объяснима, уверены они. Анкара, на фоне обоюдного сокращения торговых операций, потеряла за 2016 год относительно 2014 года 1,7 миллиарда долларов. "Вряд ли можно было предполагать, что она станет с этим мириться, имея в качестве ответной меры инструмент ограничения российского экспорта", — резюмируют авторы мониторинга.
Российское эмбарго
Россия ввела эмбарго на поставки из Турции ряда продуктов с начала 2016 года в рамках специальных экономических мер, принятых в ответ на атаку турецкими ВВС российского Су-24 в Сирии. Позднее правительство допустило на отечественный рынок ряд турецких продуктов — косточковые культуры и цитрусовые, репчатый лук и лук-шалот, цветную капусту и капусту брокколи, соль и морскую воду, жевательную резинку и гвоздики. Таким образом, под запретом остаются поставки из Турции замороженного мяса и субпродуктов домашних кур и индеек, свежих и охлажденных томатов, огурцов и корнишонов, свежего винограда, яблок, груш, клубники и земляники.
Турецкий ответ
Турция, в свою очередь, в марте ввела таможенные пошлины на импорт российской пшеницы и фактически ввела эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции из России. По данным Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции, Анкара с 15 марта остановила выдачу лицензий на импорт российской пшеницы, кукурузы, подсолнечного шрота и растительного масла. Министерство экономики Турции опровергло информацию о введении запрета на импорт российской сельхозпродукции. Однако представитель торгпредства России в Анкаре сообщил, что минэкономики Турции исключило Россию из числа стран, по отношению к которым действует нулевая ставка таможенной пошлины.
Как заявил член управляющего совета союзов экспортеров Стамбула Зекерия Мете, "мы очень хотим торговать с Россией, но условия должны быть равными и зарабатывать должны обе стороны". "Россия ввела запрет на поставку ряда видов сельхозпродукции из Турции. Многие наши коллеги-экспортеры попали в сложное положение и несут убытки. Получается, что Турция покупает российские товары, а Россия наш товар не покупает", — отметил он.
По его словам, министерство экономики ввело новую норму относительно российской пшеницы, чтобы "сбалансировать ситуацию". "Официального заявления не было, но я как глава сектора, знаю эту тему", — добавил Мете. В Кремле, в свою очередь, подчеркнули, что рынок зерна "не ограничивается одной Турцией, он достаточно обширный и устоявшийся", поэтому закрытие одних сегментов означает переход товара в другие.