Российскую экономику готовят к рывку
14.05.19В России начата системная работа по стимулированию роста экономики. Правительство разрабатывает новые законопроекты, которые должны облегчить жизнь бизнесу, планирует отменить устаревшие нормы контрольно-надзорного регулирования и запускает реформу защиты капиталовложений. Промежуточным этапом, показывающим, что движение идет в правильном направлении, должно стать попадание России в «двадцатку» престижного мирового рейтинга Doing Business.
Для наращивания инвестиций и стимулирования роста внутренней экономики российские власти делают упор на три необходимых условия: поддержку компаний, предсказуемость экономической обстановки и ослабление контроля за игроками. В международном рейтинге инвестиционной привлекательности Doing Business Россия поднимается вверх с 2014 года и пока добралась до 31 места из 190. Власти связывают этот рост с административной реформой. При этом до двадцатого места в рейтинге, которое поручил достигнуть президент РФ Владимир Путин к сегодняшнему дню, еще далеко. Для дальнейшего улучшения инвестклимата власти активизировали работу по всем трем направлениям: продолжили работу над снятием административных барьеров, запустили реформу мер поддержки для бизнеса, а также начали реформу защиты и поощрения капиталовложений.
Говоря об устранении административных барьеров, вице-премьер РФ Константин Чуйченко заявил, что проект нового закона о контрольно-надзорной деятельности будет представлен на Петербургском юридическом форуме в мае. Этот документ – составная часть реформы контроля и надзора, которая в начале 2019 года получила название «регуляторной гильотины». Первый элемент реформы - это пересмотр действующих нормативно-правовых актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу и отмена тех норм, чья необходимость и эффективность не будет доказана. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев отметил, что в России действует свыше 9 тысяч нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к бизнесу при проверках, причем многие сохранились еще со времен СССР.
Директор Центра исследований проблем реальной экономики при РЭУ им. Г.В. им. Плеханова (ЦИПРЭ) Андрей Быстров пояснил, что в правительстве планируют сдать нормативный акт об отмене действующего контрольно-надзорного регулирования в августе, но срок вступления в силу отмены будет в 2021 году. Второй элемент реформы - создание новой нормативной базы. Для этого готовятся два базовых закона - контрольно-процессуальный закон и материально-правовой закон, которые будут содержать новые понятия и требования контроля.
По мнению эксперта, осуществляемые в России реформы мер поддержки для бизнеса больше направлены на адаптацию государственных механизмов под новые потребности экономики.
В правительстве выделили два приоритетных направления: расширение производства в стране и экспорт. Так, в топливно-энергетическом комплексе готовится масштабная инвентаризация месторождений. Вице-премьер Дмитрий Козак предложил увязать льготы для компаний ТЭК с эффективностью выработки на тех или иных добычных точках. При этом фискальная нагрузка для ряда месторождений может быть снижена, что даст преимущества их операторам и будет стимулировать более глубокую разработку залежей.
Принципы господдержки меняются и для предприятий промышленности. Иностранные компании для доступа к льготам и субсидиям по-прежнему должны будут доказывать «российскость» своего производства, то есть факт локализации промышленных процессов в РФ. В настоящее время Минпромторг готовит изменения в 719 постановление правительства, определяющее уровень локализации.
По словам Быстрова, вместо того, чтобы запускать на предприятии определенные постановлением операции, подтверждающие статус локализованного игрока, компаниям нужно будет набирать баллы за каждую техническую операцию. Чем больше будет на заводе операций, тем больше у компании будет баллов, и тем значительнее будут субсидии для них.
Российские или иностранные компании также могут заключать с властями специальный инвестиционный контракт. Этот инструмент позволяет получать льготы в обмен на развитие в России определенных технологий.
Что касается поддержки экспорта, правительство обещает ее компаниям, которые настроены на торговлю готовой неэнергетической продукцией за рубеж. Большинство механизмов поддержки прописаны в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт». Участникам экспортной гонки будут обеспечивать льготные ставки по кредитам, компенсировать часть расходов на сертификацию и транспортировку продукции. Поддерживающим механизмом выступают соглашения с компаниями по корпоративным программам повышения конкурентоспособности (КППК). Это своего рода гарантия того, что получатель поддержки оправдает надежды государства и выполнит обещание по продажам за рубеж.
Третий элемент поддержки российского инвестклимата связан с неизменностью условий работы для бизнеса. Речь идет о «дедушкиной оговорке» - обещании сохранять налоговые и иные условия работы на всю перспективу инвестпроекта.
«Этот принцип в международной практике не раз спасал компании не только от налоговых рисков, но и от влияния санкций. Так было в 2015-2016 годах, когда ряд турецких компаний сохранили в России бизнес на фоне санкций», - отметил Быстров.
Стабилизационная оговорка применяется в специнвестконтрактах, используется для отдельных проектов, где участвуют иностранные инвесторы, таких как Сахалин-1 и Сахалин-2 (на них распространяется действие Соглашения о разделе продукции), при работе в Особых экономических зонах (ОЭЗ) или Территориях опережающего развития (ТОР). При этом каждый новый формат контракта определяет свои собственные параметры неизменности условий работы.
Эксперт рассказал, что сейчас Минфин в новом разрабатываемом пакете законопроектов о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в России хочет принципиально изменить подход к «дедушкиной оговорке», привязав ее не к форме партнерства, а к объему частных инвестиций в проект. Дифференцированная стабилизационная оговорка даст гарантии сохранения формата госрегулирования конкретного инвестпроекта на срок 6 лет и более (до 12–18 лет при реинвестировании прибыли), пояснил Быстров.
Законопроект предполагает два уровня льгот – базовый и индивидуальный, в котором оговорка будет включать особый набор опций – например, защиту на случай санкций, изменения тарифов госмонополий и других катаклизмов.
Пакет законопроектов будет учитывать и еще одну принципиальную вещь – временную отсрочку для всего российского бизнес-сообщества на случай, когда меняются в негативную сторону любые новые регуляторные требования. Этот пункт, инициированный вице-премьером Дмитрием Козаком, будет внесен в пакет законопроектов «О защите и поощрении капиталовложений». Соответствующее поручение дал премьер-министр Дмитрий Медведев.
Как ожидается, отсрочка перед вступлением в силу новых регуляторных норм может составить 2-3 года.
«Требование по переходному периоду должно относиться к любым инициативам власти - административным, налоговым, санитарным, а также в том случае, если какой-то вид предпринимательской деятельности криминализуется», - считает Быстров.
Он пояснил, что пока, в рамках закона от 1994 года, федеральные законы вступают в силу на всей территории России через 10 дней после их опубликования, если в самом законе не указаны иные условия. Если речь идет об изменениях в налоговом кодексе, то эти акты вступают в силу не раньше, чем через месяц со дня их опубликования и не раньше 1-го числа очередного налогового периода по этому налогу. Сейчас, как правило, если отсрочка и предоставляется, то составляет несколько месяцев. Большинство законов вступает в силу либо с 1 июля (середина года), либо с 1 января (начало следующего года), сообщает центр исследований проблем реальной экономики.