«Черный август»: чем и почему России грозит девальвация
22.07.20На сегодняшний день эксперты сходятся во мнении, что социально-экономическая ситуация в России по целому ряду признаков близка к кризису, аналогичному кризису 1998 года, сообщает DEITA.RU.
2020 год может войти в российскую историю не только годом эпидемии коронавируса – экономисты предупреждают: финансовые власти страны могут повторить ситуацию 98-го года. А именно речь может идти о девальвации и деноминации рубля.
Эксперт Николай Печерников полагает, что август 2020 года вполне может стать в России «черным». По мнению Печерникова, на лицо все предпосылки для серьезных экономических потрясений. Как и в 98-м году, в России заканчиваются резервы – коронакризис заставил Минфин опустошить «кубышку» (имеются в виду различные резервы, фонды и т.п.) как минимум на треть. Кроме того, по оценкам эксперта, сегодня Россия – единственная страна, которая продает золото, а не покупает, что может свидетельствовать о нехватке финансовых средств. И такое тоже было в преддверие 98-го. Выручка от экспорта золота, кстати, превысила аналогичные показатели по газу в 2020 году.
Результатом этих действий государства может стать девальвация, нацеленная на то, чтобы заместить выпадающие доходы от экспорта нефти и газа.
Вместе с тем, экономист Максим Кривелевич отмечает: прежде, чем доверять информации «от экспертов», есть смысл подумать о том, не пытается ли говорящий что-нибудь Вам продать. По мнению Кривелевича, индустрия «торговли страхами» в России имеет огромные масштабы, так как напуганный человек склонен как покупать дорого что-нибудь ненужное, но «чудодейственное», так и продавать дешево что-нибудь нужное, например, доллары, причем в весьма неудачный момент, а это выгодно тем, кто сеет панику, в том числе относительно финансового кризиса.
Поступления средств от продажи российского газа действительно сильно упали как комбинация сокращения объемов поставок и низких цен.
«Поэтому правильнее говорить не о том, что мы продаем много золота, а о том, что продаем гораздо меньше газа, чем привыкли. Потеряны для российского газа рынки целых стран, в том числе вследствие неоднозначных политических решений», – отметил Максим Кривелевич.
По словам экономиста, часто можно услышать злорадство в адрес американских сланцевых компаний, которые якобы не переживут падения цен на нефть. Но, отмечает Максим Кривелевич, хоронить сланцевую отрасль не стоит. Это частные компании и когда они разоряются, то просто появляется новый владелец, который за пол цены получает почти новое оборудование, и, следовательно, может выйти в прибыль при меньшем уровне цен. Если и он разорится, то третий владелец получит все почти даром и уж он точно разбогатеет. Так что, отрасль, состоящая из постоянно конкурирующих малых компаний, практически неубиваема, и прогрессирует тем стремительнее, чем беспощаднее работает естественный отбор. В итоге выживают те, кто выбирает наиболее эффективное оборудование и технологии.
По мнению Кривелевича, девальвация рубля – это то, что происходит каждый день понемногу, подобно разрушению старого здания. Никогда нельзя сказать, в какую именно минуту появилась трещина в стене, просто в какой-то момент ее начинают замечать жильцы.
«Если Ваша экономика растет медленнее американской, то и валюта будет падать к доллару. Для роста национальной валюты необходим рост экономики», – объяснил Кривелевич. Он также предложил сравнить уровень жизни простых россиян и простых американцев – тогда, по его словам, все станет понятно с курсом рубль-доллар.
«Будет ли рубль падать к доллару? Конечно, будет». Но при этом, никакого взрыва не ожидается: не будет такого, что вечером доллар стоил 70 рублей, а к утру – 170. Ничего страшного в российской экономике не происходит.
«Нет никаких оснований для паники. Но при этом и расслабляться нельзя: ваши рублевые сбережения теряет от 5 до 10% своей покупательской способности в год вследствие роста цен, поэтому задуматься о своей финансовой грамотности придется каждому», – отметил Кривелевич.
Экономист Михаил Хазин полагает, что реальной целью деноминации может стать желание либералов полностью подчинить своему влиянию Минфин. Это даст им полный контроль над финансовыми потоками в стране. Еще одна возможная предпосылка для обесценивания российской валюты – возможности для ЦБ и Минфина проводить жесткую политику отказа от наличности. А ее в стране в последнее время ходит слишком много – следствие экономического кризиса, полагают эксперты.
В отличие от коллеги, экономист Михаил Делягин не считает, что ЦБ в ближайшее время займется деноминацией. По его мнению, такие игры с курсом крайне глупы – и Набиуллина это понимает. Вместе с тем девальвации не избежать, считает Делягин. По его словам, она будет ощутимой, но, конечно, мягче, чем в 98-м.
Аналогичной позиции придерживается и экономический эксперт Александр Латкин - здравый смысл говорит, что девальвация будет постепенной. При этом вероятность девальвации очень высока, считает эксперт. Россия резко сократила экспорт и, соответственно, сократилась экспортная выручка, что потянет за собой сокращение рублевой массы, у бюджета может банально не хватить рублей для покрытия социальных обязательств и выплаты заработной платы. Единственным выходом из ситуации станет понижение ликвидности национальной валюты – то есть на каждый полученный от экспорта доллар можно будет купить больше рублей.
Безусловно, сложно оспорить мнения экспертов относительно грядущего падения национальной российской валюты. Однако не стоит забывать, что с учетом общего экономического спада в РФ и значительной зависимости потребительского рынка от импортных товаров такая политика приведет к значительному росту цен и дальнейшему падению реальных доходов населения.