Россияне потеряли страх
22.08.14Общество больше не боится ни катастроф, ни эпидемий.
Ежегодный замер «угроз для страны», проведенный ВЦИОМом, показал явное снижение практически всех страхов, кроме возможной войны с соседями и странами Запада. Заселение России представителями других национальностей в 2013 г. считали реальной угрозой 35%, сейчас — 27%. Практически нереальной сейчас считают эту опасность 35%, а в прошлом году — 25%. Сильно снизились угрозы терактов, экологической катастрофы, массовых эпидемий, упадка культуры, науки и образования, удара из космоса, исчерпания запасов полезных ископаемых, резкого снижения уровня жизни (вплоть до голода), вымирания населения из-за низкой рождаемости.
Сложно найти объективные причины снижения этих угроз. Новых крупных месторождений мы не открывали, прорывов в экологии не совершали, космический щит — по-прежнему в воображении отраслевых энтузиастов. Но опрос отражает субъективное ощущение граждан: эти угрозы стали меньше их занимать. Внимание населения занято совсем другими вещами, а субъективное чувство защищенности выросло.
Чем занято внимание граждан, понятно: украинским конфликтом, основной точкой приложения пропагандистских сил. В прошлом году о необходимости борьбы с мигрантами много говорили и политики, и полиция, а теперь мигранты мало кого волнуют.
В сознании опрошенных только растут две угрозы — войны с ближайшими соседями и со странами Запада. Но с какими-либо печальными последствиями эти угрозы не связаны. Из-за неизбежности победы не будет ни голода, ни эпидемий, ни терактов, ни экологических катастроф. Россияне как никогда уверены и в руководстве страны. Вероятность раскола внутри правящей верхушки упала до минимальной (даже в военном 2008-м была чуть выше), вероятность переворота при поддержке западных спецслужб, революции, гражданской войны, потери территорий и суверенитета, прихода к власти фашистов — тоже. Это подтверждается и рекордными рейтингами Владимира Путина.
Опросы дают печальную картину. Мобилизованное (уже почти на войну) общество находится в идеальной версии патернализма: оно едино благодаря борьбе с внешним врагом и готово к победе по приказу верховного главнокомандующего. То, что в качестве оружия могут быть использованы головные уборы, мобилизованное общество не смущает — оно перестает видеть угрозы.
Ведомости