Третьяковка разгадала тайну «Черного квадрата» Малевича
13.11.15Сквозь кракелюр, то есть трещину, просвечивается другой красочный слой
В этом году отмечается 100-летие одной из самых загадочных картин в истории мировой живописи. Недавно сотрудники отдела научной экспертизы Третьяковской галереи разглядели под «Черным квадратом» очертания другой картины. Сквозь кракелюр, то есть трещину, просвечивается другой красочный слой. Судя по всему, картина под «Черным квадратом» написана в совершенно ином стиле.
- Действительно Малевич писал картины поверх других своих работ. У него не хватало холстов, он был очень беден, - говорит искусствовед, старший научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Ирина Вакар.
Кстати, в Третьяковке целых два «Черных квадрата» (а всего их четыре). Самый первый, датированный 1915 годом, находится в экспозиции музей. Вторая работа 1929 годом, тоже из собрания галереи, считается авторским повторением. Сейчас она «гастролирует» на международной выставке. Экспертизе подверглось полотно, которое постарше. После его исследования, музейщики сделали еще одно открытие: обнаружили и почти расшифровали надпись на «Черном квадрате». Эта подпись Малевича и скорее всего фраза читается так: «Битва негров в темной пещере». Так художник ответил на работу французского писателя, журналиста Альфонса Алле, который написал картина «Битва негров в темной пещере глубокой ночью».
- Надпись на картине Малевича скорее всего случайная, - считает Ирина Вакар.- На супрематических работах было не принято ставить подпись. Поэтому мы делаем предположительную реконструкцию. Последнее слово фразы до сих пор не прочитано. Оно плохо сохранилось и сделано карандашом. Скорее всего «Черный квадрат» - действительно первая супрематическая картина Малевича, как собственно и утверждал художник.
- Почему только сейчас удалось увидеть и надпись и первоначальное изображение? Ведь «Черный квадрат» хорошо изучен.
- В последние годы появились цифровые технологии, бесконтактный химический анализ и более совершенные возможности, которые позволяют больше узнать о произведениях искусства. Не исключено, что под другими работами Малевича тоже сокрыто немало тайн. С этой точки зрения, исследование его супрематических работ 1915-1916 годов очень перспективны. Например, на одной из картин Малевича, которая находится в музее Людвига в Кельне, довольно могучие кракелюры. Такое встречается, когда краски положены в несколько слоев поверх нижележащей живописи. Так что впереди - масштабная работа.
http://www.msk.kp.ru/daily/26457.4/3327800/