Масленица: традиции, обычаи, рецепты
Масленицей,
или сырной седмицей, в народе называют неделю перед Великим постом. Это время
песен, плясок, народных гуляний перед длительным периодом воздержания. Каждый
год сырная неделя приходится на разные даты. Так, в 2013 году масленица
начинается 11 марта, а завершается 17 марта, в аккурат перед началом Великого
постом.
ТРАДИЦИИ МАСЛЕНИЦЫ
Праздник Масленицы знаком каждому из нас. Однако,
попытавшись выяснить смысл этого праздника, мы столкнулись с таким множеством
различных толкований и точек зрения, что стало совершенно очевидным: истинный
смысл праздника во многом утерян, оставшись на уровне бытовой привычки. Тем не
менее, мы предлагаем вам ознакомиться с результатами проведённого нами
мини-исследования.
Начнём, пожалуй, с самого старого обычая празднования Масленицы, который пришёл
к нам из дохристианских верований наших предков. В те давние времена
празднование Масленицы было приурочено ко дню весеннего равноденствия и
проходило в течение двух дней, каждый из которых имел и сакральную, и бытовую
составляющие. В первый день праздновалась встреча богини весны – Весты. И после
того как Веста пришла, вместе с ней уже можно было и провожать богиню зимы –
Морёну, чучело которой сжигалось на второй день празднования Масленицы.
Исторические свидетельства, в частности воспоминания византийского писателя VI
века Маврикия Стратега, говорят о том, что славянские роды жили на достаточно
большом расстоянии друг от друга. По мере развития межродового общения на
годовые празднества, для взаимного обмена товарами, для заключения браков и т.
п. члены отдельных родов съезжались в одно место, которое у русских называлось
погостом (от слова «гостить», только с XVIII века погостом стали называть
кладбище с церковью). В погостах постепенно слагалось своё смешанное население,
и они превращались в небольшие города. Таким образом, на бытовом уровне
праздник Масленицы означал наступление времени весенних полевых работ, для
проведения которых славянские роды разъезжались по отдалённым друг от друга
родовым поселениям (хуторам), где и находились до времени празднования урожая.
В течение лета только молодое поколение – женихи и невесты – съезжались на
празднование Дня Ивана Купалы. В день встречи Весты оглашались имена девушек,
которые достигли возраста половой зрелости и теперь уже могли быть просватаны и
стать невестами, их и называли весталками. Впрочем, по этому поводу есть и
другое мнение: вестами или весталками называли девочек в возрасте от семи лет и
до половой зрелости, по достижении которой они могли быть просватаны и стать
невестами.
При праздновании Масленицы и в стародавние времена принято
было ходить друг к другу в гости. Прежде всего, ходили в гости к молодым,
которые традиционно вступали в брак во время от празднования Дня Урожая до Дня
Перуна, и к Масленице уже могли продемонстрировать мир да лад в семье, или его
отсутствие. Как и большинство древних праздников, Масленица содержала в себе
элементы культового поклонения духам предков, поэтому масленичное угощение
включало в себя не только блины, символизировавшие солнце, но и поминальное
угощение из рыбы. К концу второго дня празднования гуляние стихало, постепенно
сформировался обычай в этот вечер просить друг у друга прощения за причинённые
обиды, поскольку большинство из празднующих могли встретить друг друга в
следующий раз уже только осенью. Впрочем, по некоторым древним календарям Новый
год начинался именно после дня весеннего равноденствия, в этом случае такой
обычай был обусловлен стремлением вступить в Новый год без груза прошлых обид и
неправедных поступков.
После принятия Русью христианства Масленица попадает в разряд запрещаемых
церковью праздников, однако древнее верование наших предков полностью не было
уничтожено, оно органично слилось с Византийским Христианством, придав ему
своеобразную форму Православного Христианства. И Масленица трансформировалась в
особый народный праздник, содержащий в себе как дохристианские, так и
христианские черты. Теперь масленица празднуется в течение целой недели,
которая так и называется Масленой неделей, и по времени предшествует Великому
посту. И здесь мы сталкиваемся с разделением праздника на две составляющих:
бытовую и религиозную.
Собственно в бытовом проявлении в дореволюционный период в России Масленица –
это не только масленичная неделя, но и весь период подготовки к Великому посту,
который включает в себя "всеёдную" и "рябую" недели. Во
время первой постные дни отсутствуют, а во второй чередуются скоромные и
постные дни недели. После рябой недели наступает неделя масленичная или сырная,
во время которой уже не едят мяса, но все еще употребляют в пищу молочные
продукты. Сама по себе масленичная неделя не однородна: если в первые три дня
крестьяне еще занимались хозяйственными работами, то с четверга работать
запрещалось, т.к. начиналась Широкая Масленица. Таким образом, масленичная
неделя состояла из двух половинок – Узкой и Широкой Масленицы. И у каждого дня
масленичной недели было своё имя: понедельник – Встреча, вторник – Заигрыши,
среда – Лакомка, четверг – Разгул, пятница – Тёщины вечерни, суббота –
Золовкины посиделки, воскресенье – Прощёный день. Одно из описаний празднования
Масленицы выглядит следующим образом.
На первый день Масленицы справляли встречу Чистой Масленицы – широкой боярыни.
В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы и устраивать
кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи. Зажиточный люд начинал встречу
Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на
день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой
чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости,
когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие
качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на
качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину – жить в горькой беде,
а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. Богатые
люди уже с понедельника начинали печь блины, а бедные – с четверга или пятницы.
В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали
на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали:
"честные наши родители, вот для вашей души блинок". Опару для блинов
стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе,
когда выйдет месяц, приговаривая: "месяц ты месяц, золотые рожки твои
рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого
блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару
на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары
держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая
неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу.
Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы.
На Заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости – покататься на горах,
поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки
для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" – люди, через которых
хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток
встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке
с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у
нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы
по-своему: "здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого".
Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству,
чтобы после Великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей
принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на
горы, где парни высматривали невест, а девицы поглядывали украдкой на суженых.
В среду, на Лакомку, тещи приглашали зятьев на блины, а для забавы зятьев
созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных
семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да
так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным
праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка:
"хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" Бывало, что в этот
день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые
женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и
распевали веселые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую
зятя блинами. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть
столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз
собака хвостом махнет".
В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные
обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а
на колесо сажали мужика – балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за
этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело
Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели:
"Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая, таким образом, себе
угощение на праздничный вечер.
В пятницу, на Тещины вечерки, зятья угощали матерей своих жен блинами да
сладостями. Приглашения бывали разные: почетные - когда теща со всей своей
родней приглашалась к праздничному обеду, или простые – на ужин. Раньше зять
должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных,
парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем
больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек –
любимый сынок".
В субботу, на Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа) молодая невестка
приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда
она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были
замужем, то невестка приглашала родню замужнюю. Новобрачная невестка должна
была одарить своих золовок подарками.
В последний день Масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные
ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные
подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный
подарок для кума – полотенце, для кумы – кусок мыла.
В воскресенье сжигали
чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями –
«на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные – из хвороста да
поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году
уже не понадобится, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры
разводили с другой целью – растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее
проявление зимы – холод и лед. Вечером между родными и близкими происходило
Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них
приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых
обид, накопленных за год, и подходили к наступлению весны, а поскольку
подавляющее большинство населения России приняло христианство, то и к Великому
посту, с чистым сердцем и лёгкой душой.
Что касается религиозной составляющей Масленицы, имеющей отношение к Русской
православной (христианской) церкви, для которой Масленица является
подготовительной неделей к Великому посту и носит название сырной седмицы, то
она имеет следующее содержание. Её предназначение – помочь верующим
подготовиться к длительному пути поста, для которого особенно необходимы
внутренняя и внешняя собранность мыслей и действий человека. В это время Устав
уже предписывает воздерживаться от употребления мяса, но разрешается вкушать
молоко, сыр, масло и яйца. В русской церковной традиции человек, ощущая
весеннее возрождение природы, подвигается на изменения своей внутренней
духовной жизни для встречи главного христианского праздника – Светлого Христова
Воскресения. Для человека, любящего храм Божий, Масленица пронизана
размышлениями о Страшном суде Христовом (напоминание о нем звучит в
воскресенье, предшествующее началу сырной седмицы). Стало быть, земное веселье
в эти дни у православных христиан умеряется церковной службой, а сама Масленица
никак не становится временем чревоугодия. В храмах уже в масленичную среду
начинают читать покаянную молитву великого восточного подвижника IV века –
преподобного Ефрема Сирина, сопровождающуюся земными поклонами: Господи и
Владыко живота моего. В ней христиане просят Господа удалить от них дух
праздности, уныния, любоначалия (любви к власти) и празднословия, и даровать им
дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви. Сырную седмицу завершает
Прощеное воскресенье. В этот день в храмах совершается Чин прощения: после
воскресной вечерни, когда священнослужители уже переоблачились в черные
покаянные одежды, верующие и духовенство испрашивают друг у друга прощения с
тем, чтобы с мирной совестью принять на себя подвиг поста.
Один и тот же праздник даже в такой маленькой статье предстал перед нами в трёх
различных ипостасях. И каждый, кто будет его праздновать, увидит в нём то, что
ему близко и понятно. Мы поздравляем всех наших читателей с Масленицей и желаем
не только весело провести этот праздник, но и закончить его в светлом
настроении и с мирной совестью.
Масленый календарь
Масленица
в 2013 году - с 11 по 17 марта.
Масленица
в 2014 году - с 23 февраля по 2 марта.
Масленица
в 2015 году - с 16 по 22 февраля.
Масленица
в 2016 году - с 29 февраля по 6 марта.
Масленица
в 2017 году - с 13 по 19 февраля.
Рецепты вкусных блинов
Поделиться