Ужас. Но не ужас-ужас
В конце прошлой недели Госдума приняла новый закон "Об
образовании в РФ". Исключительно голосами депутатов от «Единой России».
Фракция КПРФ и справедливороссы не голосовали за закон, который заместитель
председателя комитета ГД по образованию, коммунист Олег Смолин назвал «концом
просвещения» в России.
Закон фактически фиксирует принципы идущей уже много лет
реформы образования — от экономических изменений до содержания учебных
программ, заново выстраивая структуру российского образования — от дошкольного
уровня до высшего.
Самые неприятные
новшества
Закон гарантирует бесплатность образования ученикам школ в
рамках новых стандартов (объем учебных часов даже увеличился на час по
сравнению с нынешним), но за занятия сверх прописанного в стандартах школа
имеет право брать плату.
В новом законе не осталось места лицеям и гимназиям,
госфинансирование школ (подушевое) предполагается вне зависимости от качества
образования в них — это означает, что коммерциализуются в первую очередь
хорошие школы, став окончательно недоступными для талантливых детей из
малообеспеченных семей.
Детей-сирот лишили права на внеконкурсное поступление в
высшие учебные заведения (наделив их, однако, правом поступать на
подготовительные факультеты) — "Единая Россия", судя по всему, питает
особую неприязнь к детям-сиротам.
Для дошкольников вводятся обязательные программы, то есть
учиться по стандартам дети начнут с детского сада. Причем за обучение платить
будет государство, а за присмотр и уход за детьми — родители. Критики закона
подозревают, что это повысит плату за детский сад до 15 тыс. рублей в месяц.
Кроме того, многие эксперты опасаются, что введение стандартов «приведет к ЕГЭ
для выпускников детского сада».
Преемственность образовательных программ гарантируется
отныне только от дошкольного до среднего школьного уровня (п. 2 ст. 64). Это
значит, что минимальный уровень, достаточный для поступления в вуз, школа
обеспечивать не должна. Стандарт для старшей школы гарантирует лишь сдачу ЕГЭ
на минимальный балл — достаточный для получения аттестата.
Что касается духовно-нравственного воспитания, в рамках
которого в школу вводились основы религиозных культур и светской этики, то тут
государство, похоже, оставило себе некоторую свободу маневра.
П. 1 ст. 91 гласит:
"В целях формирования и развития личности в
соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и
социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том
числе на основании требований соответствующих федеральных государственных
образовательных стандартов, учебные курсы, предметы и дисциплины (модули),
направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной
культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и
культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им
учебные курсы, предметы и дисциплины (модули). Выбор одного из учебных курсов,
предметов и дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные
программы, осуществляется родителями (законными представителями)
обучающихся".
То есть можно понимать так, что могут быть и не включены.
Однако пункт об экспертизе духовно-нравственных
образовательных программ (п. 2 ст. 91) "в централизованной религиозной
организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и
культурным традициям этой централизованной религиозной организации"
остался. Гуманизм, стало быть, по-прежнему под запретом и нравственность накрепко
привязана к религии.
Такой же экспертизе должны подвергаться программы по
теологии в светских вузах, а преподавать на теологическах факультетах и
кафедрах — преподаватели "из числа рекомендованных соответствующей
централизованной религиозной организацией" (п. 3 ст. 91). И это уже
значительно хуже. В школе хорошо, если ученики разберутся с основными понятиями
— вряд ли их духовная мысль воспарит настолько, что "централизованной
религиозной организации" захочется ее сдерживать. А вот если епархия начнет
диктовать, что читать, а что не читать студентам теологического факультета в
каком-нибудь университете, то зачем было и огород городить — пусть церковное
начальство дает волю своей запретительной страсти в духовных учебных
заведениях, в светских ему по Конституции диктовать не положено. А закон
открывает для этого лазейку.
Ну и, конечно, "к учебно-методическому
обеспечению" духовно-нравственных учебных курсов "привлекаются
соответствующие централизованные религиозные организации". Но это уже по
части презренного металла, хоть и в оплату за духовно-нравственные труды. Тут
государство не хочет обидеть ни патриархию, ни аффилированные с ним другие
любимые структуры, недаром же "порядок отбора организаций, осуществляющих
издание учебных пособий... а также перечень этих организаций утверждаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
образования (статья 18).
Светлана
СОЛОДОВНИК
Поделиться