5 июня Зеленые святки (Духов день)
Зеленые святки (Духов день) являлись главным рубежом между
зимой и летом. В народном календаре (с принятием христианства) к этим дням был
приурочен праздник Троицы. В обрядах зеленых святок приветствовали первую
зелень и начало летних полевых работ.
Цикл зеленых святок
состоял из нескольких обрядов: внесения в село березки, завивания венков,
кумленья, похорон кукушки (Костромы или русалки). Березка являлась символом
неисчерпаемой жизненной силы. Как и во время зимних святок — колядок, во всех
обрядах участвовали ряженые, изображавшие животных, чертей и русалок. В песнях,
исполнявшихся во время зеленых святок, можно выделить две основные темы:
любовную и трудовую. Считалось, что подражание трудовой деятельности
обеспечивало благополучие будущих полевых работ.
Во время исполнения
песни «Ты удайся, удайся, мой лен» девушки показывали процесс сеяния льна, его
прополки, уборки, чесаная и прядения. Пение песни «Мы просо сеяли»
сопровождалось движениями, в которых участники воспроизводили процессы сева,
сбора, молотьбы, засыпания в погреб проса.
В древности обе песни
исполнялись на полях и выполняли магическую функцию. Позже ритуальный смысл был
утрачен, и их стали петь в местах гуляний.
В дом было принято
приносить ветки березы и букеты первых цветов. Их сушили и хранили в укромном
месте весь год. После начала жатвы растения клали в житницу или подмешивали к
свежему сену. Из листьев деревьев, собранных во время праздника, вили венки,
клали их в горшки, где высаживали капустную рассаду. Считалось, что троицкие
растения обладают магической силой.
Чтобы обеспечить
высокий урожай, иногда служили специальный молебен. С ним связан обычай «плакать
на цветы» — ронять слезинки на дерн или пучок цветов.
После завершения
специальных молитв все участники отправлялись на кладбище, где украшали ветками
березы могилы и устраивали угощение. Помянув умерших, уходили домой, оставив на
кладбище еду.
Зеленые святки
завершались обрядом похорон или проводов Костромы. Образ Костромы, связан с
завершением зеленых святок, обряды и ритуалы, часто принимали форму ритуальных
похорон.
Кострому могла
изображать красивая девушка или молодая женщина, наряженная в белое, с дубовыми
ветками в руках. Ее выбирали из участвующих в обряде, окружали девичьим
хороводом, после чего начинали кланяться, оказывать знаки почтения. «Умершую
Кострому» укладывали на доски, и процессия перемещалась к реке, где «Кострому
пробуждали», а празднование завершалось купанием.
Кроме того, обряд
похорон Костромы мог проводиться с чучелом из соломы. В сопровождении хоровода
чучело носили по деревне, а затем закапывали в землю, сжигали на костре или
бросали в реку. Считалось, что на следующий год Кострома воскреснет и снова
придет на землю, принеся плодородие полям и растениям.
Поделиться