6 июня родился Диего Веласкес - испанский художник
Творчество Веласкеса является вершиной испанской живописи 17
века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Его работы отличались не
только творческим диапазоном, но и смелостью и новизной художественных решений.
Человек высокого нравственного благородства, он был назван современниками
«художником Истины».
Диего Веласкес (Диего Родригес де Сильва Веласкес) родился 6
июня 1599 года в Севилье (Испания). Уже к 10 годам он проявил способности к
изобразительному искусству, и его отдали учиться живописи к известным мастерам
Эрреру и Пачеко (на дочери которого Диего впоследствии женился). Творческий дар
мальчика быстро развивался, и в 18 лет он получил звание мастера.
В последующие годы
Веласкес работал в Севилье. Большинство его работ этого периода написаны в
стиле «бодегонес» (сцены из народной жизни и быта, главными героями которых
были простые люди) – картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Водонос» и другие. В
подобном стиле написаны и несколько картин на библейские темы – «Поклонение
пастырей», «Христос в доме Марфы и Марии». Не смотря на молодой возраст, художник
уже в Севилье приобрел известность и хорошую репутацию.
В 1623 году Диего
переехал в Мадрид и вскоре был назначен королевским живописцем, с
исключительным правом писать портреты короля Филиппа IV, а также членов его
семьи, представителей знати и придворных. На совершенствование мастерства
Веласкеса во многом повлияло знакомство с королевскими собраниями живописи –
картинами Рафаэля, да Винчи, Тициана и других знаменитых мастеров, а также
близость с культурной элитой и встречи с Рубенсом.
В 1629 году Веласкес
на два года уехал в Италию, где изучал памятники античности и творчество
мастеров эпохи Возрождения. Там была написана композиция «Принесение Иакову
одежды Иосифа» и картина на мифологическую тему «Кузница Вулкана». Но самое
крупное произведение художника 1630-х – картина «Сдача Бреды» (1634). Она стала
одним из самых значительных произведений живописи в историческом жанре.
Одновременно с
картинами Веласкес написал целую галерею портретов, изображающих представителей
испанского общества: конные парадные портреты, охотничьи портреты королевских
особ, поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников, серию
портретов королевских инфант. Мудрая непредвзятость и человечность художника
воплотились в его портретах королевских шутов и карликов.
Именно жизнь при
дворе научила художника постигать глубины человеческого характера, скрытые под
маской придворного этикета и высокомерия, что повлияло на формирование
Веласкеса как портретиста. Его портреты необычайно реалистичны и естественны.
1650-е годы – время
наибольших творческих свершений Веласкеса. В этот поздний период своего
творчества он создал знаменитую композицию «Венера перед зеркалом» и пейзажи
«Вилла Медичи», композиции «Менины» и «Пряхи». Живописец писал без
предварительных набросков, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные
впечатления от натуры со строгой продуманностью композиции.
Придворная карьера
Веласкеса развивалась параллельно с ростом его творческого мастерства. Художник
был удостоен многих званий и наград при дворе Филиппа IV, ему было пожаловано
звание кавалера ордена Сантьяго – одного из высших орденов Испании, личное
дворянство. Он был избран членом Римской академии св. Луки и общества виртуозов
Пантеона.
Умер Диего Веласкес 6
августа 1660 года в Мадриде. После смерти художника сохранилось около 120
картин, почти пятьдесят из них хранятся в Прадо.
Поделиться