|
Календарик |
|
|
|
История города Хабаровска начинается с освоения Дальнего Востока. Заложению города предшествовал Российско-китайский договор 1858 года, согласно которому весь левый берег Амура переходил во владение Российской империи, правый берег до реки Уссури – китайской империи Цин, а от Уссури до побережья пребывал «в общем владении» до определения границ. После подписания договора, по приказу генерал-губернатора Восточной Сибири Муравьева для основания поселений по Амуру был отправлен 13-й Сибирский линейный батальон под командованием капитана Я.В. Дьяченко. И в мае 1858 года солдаты высадились на берегу Амура на Среднеамурской низменности и основали военный пост, назвав его Хабаровка – в честь землепроходца 17 века Ерофея Хабарова. К августу в Хабаровке были отведены земельные участки под постройку зданий. Благодаря очень удобному местоположению (место слияния рек Амур и Уссури) Хабаровка начала быстро развиваться. За служивыми людьми потянулись предприимчивые люди. Основными занятиями в это время были прибыльные пушные и рыбные промыслы, а также огромное количество плодородных земель, которые раздавались бесплатно. В 1859 году по поручению Муравьёва в Хабаровку прислали навербованных переселенцев и штрафованных солдат. Первоначально в Хабаровке были построены здания военного назначения, но уже через 5 лет с момента основания было построено 167 строений, среди них – дом военачальника, казарма, склады, жилые дома и торговые лавки. В 1873 году в Хабаровске была открыта первая начальная школа, а к концу 19 века там уже был музей, библиотека, первое профессиональное техническое училище… С 1880 года Хабаровка становится городом, административным центром Приморской области, а затем – административным центром Приамурского генерал-губернаторства. В 1893 году город переименован в Хабаровск. В ноябре 1922 года в составе Дальневосточной республики вошел в состав РСФСР. В 2002 году город Хабаровск получил статус административного центра Дальневосточного федерального округа РФ.
|
|
|
|
|
|
Александр Сергеевич Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске. Учился в ГИТИСе, после окончания которого несколько месяцев работал в театре имени Маяковского, а потом переехал в Ленинград, где и прожил всю свою жизнь. Его театральная жизнь была не слишком успешной, на сцене он сыграл всего несколько ярких ролей, больше довольствуясь антрепризами. Его дебют как киноактёра в фильме «Ветер» в 1958 году привлек внимание зрителей. Фильм «Мир входящему», в котором Демьяненко снялся в 1961 году, получил несколько премий на МКФ в Венеции. А славу он приобрел благодаря съемкам в фильмах «Карьера Димы Горина» и «Взрослые дети». После этого Демьяненко уходит из театра и полностью посвящает себя кино. Репутация комедийного актера закрепилась за ним после съемок в фильмах «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию», где он сыграл свою звездную роль Шурика. Эти фильмы входят в золотой фонд российского кинематографа. Закрепившийся за ним образ привел к тому, что Демьяненко очень редко приглашали в кино. И тогда он нашел себя в телевидении. Он играл моноспектакли, озвучивал мультфильмы и иностранные кинокартины. В 1991 году Александр Демьяненко получил звание народного артиста РСФСР. Скончался актёр 22 августа 1999 года от сердечной недостаточности и похоронен на Серафимском кладбище Санкт-Петербурга.
|
|
|
|
|
|
Петер Карл Фаберже родился 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге. Его отец был скромный ювелиром, имел свое дело. У мальчика рано проявились художественные способности и повышенный интерес к ювелирному искусству. Фаберже-старший приложил все силы, чтобы дать Карлу превосходное образование: он обучался в старейшей и престижнейшей немецкой гимназии Санкт-Петербурга, затем в коммерческом колледже в Париже. Несколько лет на практике изучал ювелирное дело в различных городах Европы. В 1872 году Петер Карл Фаберже стал во главе ювелирной мастерской своего отца. Первый успех пришел к Фаберже в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в столице России, где представленные Фаберже образцы современного ювелирного искусства в виде изящных дамских украшений принесли ему золотую медаль. Примерно в те же годы Карл Фаберже начал поставлять свои изделия Кабинету Его Императорского Величества. Сначала доля в заказах была не слишком значительной, Фаберже соперничал за императорские заказы с другими более известными ювелирами, но с годами она выросла. Фаберже все чаще упоминался в учетных книгах Двора. Ему удалось быстро завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже. А свободный доступ к экспонатам музея позволил ювелиру внимательно изучить технические приемы старых мастеров и стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи. Он удовлетворял запросы публики нескончаемым потоком полезных вещей – портсигаров, ламп, звонков, часов, – превосходивших друг друга своей изобретательностью, изысканностью и совершенством. Мгновенно узнаваемые, они были превосходным символом статуса их владельца. Знаменитая коллекция пасхальных яиц Фаберже была создана им по императорскому заказу и составляла в общей сложности 54 пасхальных яйца. Сегодня с достоверностью известно, что до нашего времени сохранились 45 пасхальных яиц, сделанных по царскому заказу; сохранилась фотография еще одного; еще 5 известны по описаниям. Сохранилось также одно из двух незавершенных пасхальных яиц, работы над которыми велись в 1917 году. После Октябрьской революции фирма и имущество семьи Фаберже было конфисковано и разграблено. В конце 1917 года Карл закрыл свой дом на Большой Морской улице, вверив его содержимое директору Эрмитажа. Сам ювелир перебрался за границу. Скончался Петер Карл Фаберже 24 сентября 1920 года в Лозанне и по завещанию был кремирован. В 2004 году, благодаря покупке российского бизнесмена Виктора Вексельберга, коллекция Форбса (пасхальные яйца Фаберже), приобретенная за 100 миллионов долларов, вернулась на Родину.
|
|
|
|
|
|
Алексей Архипович Леонов родился в селе Листвянка Кемеровской области 30 мая 1934 года. Когда закончилась война, семья Алексей переехала в Калининград. После окончания средней школы он в 1953 году поступил в Чугуевское военное авиационное училище летчиков. Служил в ВВС Советского Союза. В 1960 году Алексей Леонов был принят в отряд космонавтов и прошел подготовку к полетам на кораблях «Восток» и «Восход». 18-19 марта 1965 года состоялся его первый полет в космос – он был вторым пилотом на космическом корабле «Восток-2». Полет длился 1 сутки и 2 часа. В ходе этого полета Леонов вышел в открытый космос – первым из космонавтов – и находился там около 12 минут. После возвращения на Землю Леонов готовился к полетам на Луну и в советских планах он был командиром экипажа. Если бы этот полет состоялся, у Леонова был бы шанс стать первым советским человеком, ступившим на поверхность Луны. Но лунная программа СССР реализована не была. В 1968 году Леонов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского. Он несколько раз проходил подготовку к полетам, но ни один из полетов так и не состоялся. Второй раз он полетел в космос только в 1975 году – командиром космического корабля «Союз-19». Этот полет продолжался почти 6 суток и в нем произошла стыковка с космическим кораблем США «Аполлон». С 1971 года Алексей Леонов занимал пост заместителя начальника Центра подготовки космонавтов и командира отряда космонавтов. В 1981 году стал кандидатом технических наук, а затем – действительным членом Международной академии астронавтики. Алексей Леонов имеет множество наград, в том числе иностранных, звание Дважды Героя Советского Союза. Его имя носит кратер на Луне.
|
|
|
|
|
|
Александр Ярославич Невский родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском в семье переяславльского князя Ярослава Всеволодовича. В 1225 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский постриг» – обряд посвящения в воины. В 1236 году Ярослав уехал из Переяславля-Залесского княжить в Новгород. С этого времени начинается его самостоятельная жизнь. В первые годы своего княжения ему пришлось заниматься укреплением Новгорода, поскольку с востока городу грозили монголо-татары. Всеобщую славу Александру принесла победа, которую он одержал на берегу Невы, в устье реки Ижоры 15 июля 1240 года над шведским отрядом. Согласно легенде отрядом командовал будущий правитель Швеции Ярл Биргер. Александр лично участвовал в битве. Это сражение предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли. Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Добавила славы Александру и победа на Чудском озере в 1242 году («Ледовое побоище»). Успешные военные действия Александра Невского надолго обеспечили безопасность западных границ Руси. В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден Александра Невского – одну из высших наград России, существовавших до 1917 года. А в 1942 году во время Великой Отечественной войны был учрежден советский орден Александра Невского. Им награждались командиры, проявившие личную отвагу и обеспечившие успешные действия своих частей.
|
|
|
|
|
|
Самая яркая, самая заметная и самая светлоголовая часть человечества наконец-то обрела свой собственный долгожданный и заслуженный праздник. Может быть, потому, что права белокурых дам, как они гневно утверждают, незаслуженно попираются буквально по всему миру, светлая дата 31 мая объявлена Всемирным днем блондинок. Героини множества анекдотов, заложницы перекиси водорода и парикмахерского искусства, невинные жертвы гламура, повелительницы соляриев и силикона, любимицы настоящих джентльменов и обладательницы гиперженской логики, все они достойно отметили эту дату впервые в 2006 году, а именно — решили воздать себе по заслугам и стать лауреатками эксклюзивной премии — «Бриллиантовая шпилька». Первое празднование Всемирного дня блондинок прошло с настоящим шиком. Состоялась церемония вручения премии «Бриллиантовая шпилька», приуроченная к празднованию — это первая специальная премия для блондинок — талантливых, умных, успешных, модных и бесконечно женственных. Словом, самых блондинистых блондинок нашего времени. Как считают ученые, настоящая блондинка — явление редкое, и по их подсчетам уже к 2202 году блондинки окончательно исчезнут с лица Земли. Только за последние 50 лет число блондинов и блондинок сократилось с 49 до 14 процентов от общего числа жителей планеты. А причин тому несколько. Во-первых, чтобы ребенок родился блондином, у обоих родителей должны быть светлые волосы. Во-вторых, в странах, где преобладает темный цвет волос, население неуклонно растет, а вот европейцы — немцы, скандинавы, россияне, которые являются носителями «белокурого гена» — все чаще ограничиваются одним ребенком. Последний человек со светлыми волосами родится, по мнению ученых, в Финляндии, где проживает самое большее число светловолосых людей на душу населения. Почему это происходит понять несложно — натуральный блондин явление редкое, и найти себе пару, тоже блондина и чтобы по любви... 1 шанс на миллион…
|
|
|
|
|
|
31 мая 2002 года Президент РФ В. В. Путин подписал новый Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Адвокатская деятельность и адвокат определены данным законом следующим образом: «Адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее — доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.» «Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности». Праздник учрежден 8 апреля 2005 года 2-м Всероссийским съездом адвокатов. Редакционная коллегия проекта «Календарь событий» искренне поздравляет адвокатов с профессиональным праздником. Желаем неустанного повышения профессионализма, еще большей объективности в решении возлагаемых задач и безупречной службы во имя справедливости и законности.
|
|
|
|
|
|
Всемирная организация здравоохранения в 1988 году объявила 31 мая Всемирным днем без табака (World No Tobacco Day). Перед мировым сообществом была поставлена задача — добиться того, чтобы в XXI веке проблема табакокурения исчезла. XXI век наступил, но проблема не исчезла. Борьба с никотином продолжается. По данным Всемирной организации здравоохранения в России от причин, связанных с курением, ежегодно преждевременно умирают около 300 тысяч человек. Это больше, чем от дорожно-транспортных происшествий, употребления наркотиков, или от СПИД. Бросить курить нелегко. Известно, что никотин вызывает сильную зависимость, и все мы знаем людей, которые попытались бросить, но всего лишь через несколько месяцев снова начали курить. Недавний опрос в одной из крупных развивающихся стран показал, что две трети курильщиков ошибочно полагают, что курение оказывает небольшой вред или вообще не оказывает его: немногие из них хотят бросить курить и еще меньше успешно бросили курить. Сегодня мы знаем о существовании эффективных методов лечения, а также о средствах, заменяющих никотин. Они должны стать более широко доступны, их стоимость должна снижаться, чтобы курильщики во всех странах могли себе позволить приобрести их. Хорошей новостью является то, что можно обрести существенные преимущества для здоровья, бросив курить в любом возрасте. Те, кто бросил курить в возрасте 30-35 лет, имеют продолжительность жизни равную продолжительности жизни никогда не куривших людей. Напомним, что ежегодно в третий четверг ноября в большинстве стран мира отмечается Международный день отказа от курения.
|
|
|
|
|
|
Весной 1223 года тридцатитысячный отряд татаро-монголов под предводительством полководцев Джебэ и Субедэя, совершавший разведывательный поход в Восточную Европу, вышел в половецкие степи и разгромил одну из кочевавших там половецких орд, остатки которой в панике бежали за Днепр. Половецкий хан Котян обратился к Мстиславу Удалому, правившему тогда в Галиче, с просьбой о помощи. Совет русских князей решил помочь половцам. В апреле 1223 года русские полки выступили в поход к Днепру, во главе войска стояли три старших князя – три Мстислава – Киевский, Черниговский и Удалой. После переправы через Днепр русские войска столкнулись с авангардом противника и преследовали его несколько дней. У реки Калки (ныне Кальчик, Донецкая область Украины) князья разделились. Мстислав Удалой с дружинами перешел Калку, оставив Киевского и Черниговского князей на другом берегу. 31 мая 1223 года на реке Калке произошла битва между основными силами татаро-монголов и русскими полками. Натиск дружин Мстислава Удалого, едва не прорвавший ряды кочевников, не был поддержан другими князьями, и все атаки русских были отбиты. Половецкие отряды, не выдержав ударов монгольской конницы, бежали, расстроив боевые порядки русского войска. Это позволило татаро-монголам нанести решающий удар по главным силам русских. Произошло ожесточенное и кровопролитное сражение, в котором русское войско было разбито, а оставшиеся в живых отступили за Калку. Бросившись за ними в погоню, татары разбили и полк Мстислава Черниговского. Лагерь Мстислава Киевского был взят через 3 дня, в результате и сам князь и его окружение были зверски уничтожены. Мстислав Удалой бежал. Потери русских в этой битве были очень велики, из воинов домой вернулась только десятая часть. Войско Джебе и Субэдея, разгромив на Калке ополчение южных русских князей, вошло в Черниговскую землю, дошло до Новгорода-Северского и повернуло назад, неся повсюду страх и разрушение. Монголо-татарское иго продолжалось на Руси почти два с половиной столетия и наложило существенный отпечаток на судьбу русского народа.
|
|
|
|
|
|
Впервые янтарь в отделке комнат использовал архитектор А.Шлютер в берлинском Большом королевском дворце. По одной из версий он же считается и автором проекта Янтарного кабинета, осуществлению замысла которого способствовала королевская коллекция янтаря. В Россию Янтарный кабинет попал в 1716 году, когда Вильгельм I преподнес его Петру I в качестве дипломатического подарка, скрепившего союз государств в Северной войне. Кабинет был установлен лишь в 1743 году для убранства официальной резиденции Елизаветы Петровны в Зимнем дворце. Комната располагалась на 100 кв.м, где среди зеркал разместились 40 кв.м янтаря и картины из флорентийской мозаики. Вся работа велась под руководством архитектора Растрелли и лепных дел мастера Мартелли. Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната была вывезена немцами в Кенигсберг, где выставлена для всеобщего обозрения в одном из залов Кенигсбергского замка. А весной 1945 года при отступлении германской армии комнату демонтировали и вывезли в неизвестном направлении. Поиски, начатые уже во время войны и продолжавшиеся много лет, ничего не дали. В 1979 году Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании Янтарной комнаты в былом ее великолепии, и с этой целью организована «Царскосельская янтарная мастерская». На основе 86 черно-белых фотографий, акварельного рисунка и предметов коллекции янтаря, в годы войны вывезенной в тыл, коллективу мастеров удалось восстановить янтарный декор, насчитывающий не один десяток оттенков. Сложный и долгий путь реконструкции позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик произведения. Эта работа не имеет аналогов в мировой практике. В 2000 году министр по делам культуры ФРГ М.Науман передал России ряд предметов подлинной Янтарной комнаты, обнаруженных в Потсдаме, и прежде всего 2 фрагмента флорентийской мозаики. Вот тогда специалистам представилась редкая возможность сравнить уже воссозданное произведение с оригиналом. Они оказались практически идентичны. Также в Россию вернулся янтарный комод, занимавший одно из центральных мест в меблировке комнаты. 31 мая 2003 года в рамках торжеств в честь 300-летия Петербурга состоялось официальное открытие воссозданной Янтарной комнаты в Екатерининском дворце. Работа царскосельских реставраторов была принята российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».
|
|
|
|
|
|
Георгий Иванович Бурков родился 31 мая 1933 года в Перми. В 1952 году он поступил на юридический факультет Пермского университета, но проучился там всего два года и бросил. Тогда же Георгий увлекся актерской деятельностью – занимался в театральной студии при университете – и страстно мечтал о профессии актера. Несколько лет подряд он ездил в Москву – поступать в Школу-студию МХАТ и ГИТИС, но проваливал экзамены. Хотя попытки покорить театральные ВУЗы столицы окончились неудачей, Георгий все же решил стать актером. С 1954 года он работал в театрах Березняков, Перми и Кемерово, одновременно занимаясь в вечерней студии при Пермском драматическом театре. Общий уровень образования он повышал сам – зачитываясь различной литературой в библиотеках. Вновь в Москву провинциальный актер без специального образования приехал в 1964 году – в драматический театр имени К.С.Станиславского, чтобы показаться главному режиссеру Б.Львову-Анохину. Его игра произвела хорошее впечатление, и он был принят в труппу этого театра, где проработал до 1980 года, а затем перешел в МХАТ к Олегу Ефремову. В 1984-1987 годах он выступал на сцене театра имени А.С.Пушкина. Практически после первой же роли Буркова в спектакле «Анна» на сцене драматического театра имени Станиславского о нем заговорили, как о профессиональном актере, роли последовали одна за другой. На сценах столичных театров он сыграл во многих спектаклях – «Волки и овцы», «Васса Железнова», «Маленький принц», «Живой труп», «Записки сумасшедшего» и других. Георгий пробовал себя и в качестве театрального режиссера, в 1976 году он поставил в Московском областном театре спектакль «В стране лилипутов». Актерский талант Буркова, конечно же, был замечен и кинематографистами. Дебютировал Георгий в кино в 1966 году, сыграв эпизодическую роль в картине «Зося», а через год состоялась его встреча с режиссером Э.Рязановым, который во многом определил творческий путь актера в кино. Рязанов пригласил Буркова на небольшую роль в комедии «Зигзаг удачи», она и положила начало их творческому союзу. Актер играл небольшие, но колоритные и запоминающиеся роли в его фильмах «Ирония судьбы, или С легким паром», «Старики-разбойники», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Одинокая мелодия для флейты» и «Жестокий романс». Лучшими стали и работы актера в картинах, поставленных В.Шукшиным, – «Печки-лавочки» и «Калина красная», а также драматические роли в фильмах «Они сражались за Родину» С.Бондарчука, «Подранки» Н.Губенко и других. Всего актер снялся более чем в 60 фильмах различных жанров – в комедиях, психологических драмах, детективах. Он работал с такими режиссерами, как А.Зархи, С.Соловьев, Ю.Озеров, К.Шахназаров и другие. Также Бурков принимал участие в озвучивании многих мультфильмов. Георгий Иванович был ярким и популярным актером, одаренным редким чувством трагикомического. Его актерский диапазон был очень широк, но все его персонажи проходили по категории «лучшая роль второго плана». Умный и тонкий человек сам Бурков мечтал стать серьезным драматическим актером. Годы общения с Василием Шукшиным, которого Георгий считал своим единственным другом, стали очень важными для актера. Под влиянием Шукшина Бурков стал писать и задумался о режиссуре – снял фильм «Байка» (1987), и сам сыграл главную роль. Еще он открыл Центр культуры имени В.М.Шукшина и с 1988 года стал его художественным руководителем. В последние годы жизни Бурков целиком посвятил себя Центру: хотел создать там свой театр, свою театральную школу, мечтал снять кинотрилогию… Но не успел. Георгий Бурков – Заслуженный артист РСФСР. Он не писал мемуаров, но оставил большое литературное наследие, в том числе массу записных книжек и тетрадей, в которых сокровенные мысли перемежались с размышлениями об искусстве. Бурков был женат на актрисе Татьяне Ухаровой (с 1965 года), их дочь Маша – тоже актриса. Скончался Георгий Иванович Бурков 19 июля 1990 года в Москве от тромбоэмболии, был похоронен на Ваганьковском кладбище. После смерти актера, его вдова дала разрешение на публикацию дневниковых записей мужа, которые вышли в книге под названием «Хроника сердца».
|
|
|
|
|
|
Леонид Максимович Леонов родился (19) 31 мая 1899 года в Москве, в семье поэта. Обучался в училище и гимназии Москвы. Во время гражданской войны участвовал в боях на стороне Красной Армии, воевал на Южном фронте и трудился в военной печати. В 1921 году писатель приехал в Москву с фронта. Его стихотворения, рассказы и фельетоны стали печатать. Первыми рассказами Леонова стали «Бурыга», «Петушихинский пролом», «Конец мелкого человека». В 1924 году публикуется роман «Барсуки», который очень высоко оценили Максим Горький и Луначарский. А в 1929 году свет увидело произведение «Соть». В 1930-х годах Леонов активно печатается, выходят романы «Скутаревский», «Дорога на океан», пьеса «Волк» и другие произведения. Во время Великой Отечественной войны Леонов пишет несколько пьес («Нашествие», «Ленушка») и статей. Впоследствии в 1949 году статьи и литературные выступления военных лет были выпущены в сборнике «В наши годы». В 1953 году опубликован наиболее известный и популярный роман Леонида Леонова «Русский лес», признанный настоящим событием в отечественной литературной жизни. В 1967 году писатель становится Героем Социалистического Труда, а с 1972 года являлся академиком Академии Наук Советского Союза. 8 августа 1994 года Леонид Леонов скончался.
|
|
|
|
|
|
Михаил Васильевич Нестеров родился 31 мая 1862 года в Уфе в интеллигентной купеческой семье. Отец Михаила по призванию не был купцом, торговля не очень его увлекала, больше интересовался историей и литературой. Потому к художественному таланту своего сына он проявлял живой интерес и ободряющее участие. До двенадцати лет Нестеров учился в гимназии. Осенью 1874 года по настоянию отца будущий художник переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Не выдержав экзаменов, поступил в реальное училище К.П. Воскресенского. Спустя три года по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1879 года Михаил Нестеров начал принимать участие в организованных в Училище ученических выставках. Его работы раннего периода («В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе») написаны в традициях русского передвижничества. В 1885 году за картину «Призвание М.Ф. Романова на царство» получил звание свободного художника. К концу 1880-х годов Нестеров стал известен как автор картин на исторические темы. В мае 1886 года у художника родилась дочь Ольга, при этом его жена М.И. Мартыновская умерла. Образ любимой жены прослеживался во многих последующих работах художника. В 1887 году им были созданы три варианта «Царевны», а потом картина «Христова невеста» — на всех этих работах запечатлены черты лица жены. Значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустнынник», написанный художником в 1888-89 годах. Выставленная на XVII Передвижной выставке, картина стала событием и поставила молодого Нестерова в ряд самых выдающихся живописцев того времени. В следующий период был написан цикл картин, посвященных Сергию Радонежскому; после посещения Соловецкого монастыря появился ряд работ на эту тему. В последние десятилетия жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 года под названием «Давние дни». Книга имела огромный успех. Мастер кисти оказался также мастером слова. Нестеров скончался на 81-м году жизни в Москве 18 октября 1942 года. Местом его последнего упокоения стало Новодевичье кладбище.
|
|
|
|
|
|
Клинт Иствуд родился 31 мая 1930 года в Сан-Франциско, США. С детства Иствуд собирался стать профессиональным музыкантом и даже собирался поступить на музыкальное отделение института, но призыв в армию отодвинул его планы. По возвращению он поступает на экономическое отделение университета. Там Иствуд активно проявляет себя в самодеятельных постановках. Интерес к актёрскому искусству приводит его на различные кастинги, что и вылилось в семилетний контракт с компанией Universal. Но нужно было и актерское мастерство — и он, чтобы оплатить актёрские курсы, вынужден был работать разнорабочим, одновременно учась в университете и снимаясь в кино в ролях второго плана. Вскоре Клинт разрывает контракт со студией и пытается самостоятельно находить себе роли. Ему снова везет, и его приглашают на съёмки в сериал «Rawhide», после выхода которого его популярность взлетает вверх. Позже ему поступило предложение сыграть в фильме «За пригоршню долларов» и успех этой киноработы был несомненен. В 1968 году Клинт Иствуд снимается в кинофильме «Блеф Кугана». С середины 1980-х Клинт всё более тяготеет к режиссуре. Режиссёрский дебют ему тоже удался. В 2000 году Иствуд в качестве режиссёра снимает «Космических ковбоев». Свой первый «Оскар» он получил в 1992 году (фильм «Непрощённый). А с 1993 года он начал сниматься только в тех фильмах, которые сам режиссирует. Его амплуа – герой вестернов и боевиков. В 2004 году Иствуд снимает «Малышку на миллион долларов» и получает свой второй режиссёрский «Оскар».
|
|
|
|
|
|
Наташа Королёва (Наталия Владимировна Порывай) родилась в Киеве 31 мая 1973 года. Её дебют состоялся в трёхлетнем возрасте на съезде Комсомола, где она спела песню «Крейсер Аврора». В 12 лет Наташа исполнила песни «Куда уехал цирк» и «Мир без чудес». Участница многих телевизионных конкурсов, таких как «Утренняя почта» и «Рождественские встречи». После этих песен она приобрела популярность на родине. Позже она становится призёром конкурса «Золотой Камертон». В 1988-1991 годах Наташа обучалась в Киевском эстрадно-цирковом училище по классу вокала. Дальше были зарубежные гастроли в США и наконец, она переехала в Москву. Всесоюзную славу ей принесла песня «Жёлтые тюльпаны», которую она спела в 1990 году и вышла с ней в финал фестиваля «Песня года». Дальше были другие, не менее популярные песни, на многие из которых были сняты клипы: «Первый поцелуй», «Киевский мальчишка», «Подсолнухи», «Маленькая страна», «Мужичок с гармошкой», «Дельфин и русалка». Первым мужем певицы был композитор и певец Игорь Николаев. Вторым – Сергей Глушко (выступающий как стриптизёр, под псевдонимом «Тарзан»). У Наташи есть сын – Архип. Она проявила себя и в других сферах деятельности: снималась в фильмах «Рецепт колдуньи», «Веселая семейка-2». Кроме того она занимается дизайнерским искусством в ювелирной отрасли и даже представила ювелирную коллекцию «Дочки-матери». Наталья попробовала свои силы и в качестве писателя, написав книгу, роман «Мужской стриптиз».
|
|
|
|
|
|
Владимир Борисович Кузьмин родился в Москве 31 мая 1955 года. Его отец был офицером во флоте, а мать преподавала иностранные языки. В школе Володя учился на «отлично». Уже с детства у него проявился интерес к музыке, он учился в музыкальной школе по классу скрипки и в 6 лет написал свою первую песню, самостоятельно освоил гитару. В 6-ом классе организовал свою первую группу. Популярность Владимир приобрёл благодаря Алле Пугачёвой, с которой вышел в финал фестиваля «Песня-86» и в 1987 году выступал в Сан-Ремо. Его песни стали звучать по радио и на телевидении. В 1987 году Владимир Кузьмин вместе с группой «Динамик» выезжает на гастроли и записывает свои лучшие пластинки, среди которых и альбом «Слёзы в огне». В Калифорнии они выступают в ночных клубах и записывают два англоязычных альбома. В 1992 году Кузьмин возвращается в Москву, где набирает новый состав группы (т.к. почти все прежние участники группы остались жить в Америке). В 1993 году приступает к записи новых альбомов, неоднократно меняя состав группы «Динамик», добиваясь нужного ему звучания. На протяжении около 20 лет Владимир Кузьмин записал около 20 альбомов и написал около 200 песен. Последний альбом Владимира вышел 23 мая 2007 года и называется «Тайна».
|
|
|
|
|
|
Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве (19) 31 мая 1892 года. Отец Паустовского служил статистиком в управлении железной дороги. Учился Константин Паустовский в Киевской классической гимназии, после окончания которой поступил в Киевский университет, а затем перевёлся в Московский университет. Но 1-я мировая война заставила его прервать учёбу. Константин Георгиевич стал вагоновожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 году с санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Белоруссии и Польше. Первый свой рассказ «На воде», который был написан в последний год учёбы в гимназии, опубликовал в альманахе «Огни». Первый сборник рассказов «Встречные огни» вышел в свет в 1928 году, так же как и роман «Блистающие облака». Во время гражданской войны служил в караульном полку в Красной Армии. А в годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом и писал рассказы. Известность ему принесла повесть «Кара-Бугаз», написанная в 1932 году. После войны Паустовский написал своё главное произведение «Повесть о жизни» (1945-1963). К середине 50-х годов он приобрёл мировую славу и много путешествовал по Европе. Он был тонким ценителем прекрасного. Красота природы завораживала его, дарила ему вдохновение. С его точки зрения главным умением писателя было «искусство видеть мир». Но завораживающие описания природы в его рассказах вовсе не были самоцелью. Через состояние природы Паустовский всегда пытался объяснить состояние души — именно так по его мнению можно было воспеть национальный характер, мировоззрение и язык. Русский язык Паустовский ценил прежде всего — как священный ларец, в котором скрыт многовековой опыт и мудрость народа. Наблюдение за языком, изучение его занимало Паустовского прежде всего. Он считал, что «многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск». Писатель видел основную цель своей работы в том, чтобы сохранять и преумножать богатства родного языка, а потом преподносить их как дар своему читателю. Удивительно, но Паустовский, живя во времена Сталинского террора, сумел не написать ни строчки о вожде и не был членом партии. Он обрел спасение в красоте русского языка и природы. Умер Паустовский 14 июля 1968 года в Москве.
|
|
|
|
|
|
18 октября 2007 года Президентом Российской Федерации В. В. Путиным был подписан Указ № 1381 (Д) «О Дне российского предпринимательства». Положения Указа гласят: «1. Установить профессиональный праздник — День российского предпринимательства и отмечать его 26 мая. 2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.» Таким образом, был учрежден еще один профессиональный праздник, хотя, как известно, российские предприниматели всегда исправно служили государству. Здесь стоит упомянуть предпринимателей-оружейников династии Демидовых и основателя династии Морозовых Савву Морозова. Примечательно, что право на предпринимательскую деятельность — это конституционное право, которое закреплено в статье 34 Конституции РФ. Но еще раньше, в эпоху существования Советского Союза, в соответствии с Законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19 ноября 1986 года предпринимательская деятельность впервые приобрела законный статус. Позднее в Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25 декабря 1990 года было закреплено право граждан на ведение предпринимательской деятельности. Было оговорено, что предпринимательством можно заниматься индивидуально, не применяя наемный труд, и создавать предприятия, на которые могут привлекаться наемные работники. В рамках Дня предпринимательства проходят выставки, презентации компаний, обучающие семинары и консультации, тренинги, круглые столы и другие мероприятия. Редакционная коллегия проекта «Календарь событий» искренне поздравляет всех предпринимателей с профессиональным праздником. Желаем всем успешной реализации предпринимательских идей и процветающего бизнеса на благо России и каждого ее гражданина.
|
|
|
|
|
|
Анжелика Варум (Мария Юрьевна Варум) появилась на свет в украинском городе Львове 26 мая 1969 года. Девочка росла в семье, где высоко ценилось творчество. Отец Анжелики – известный композитор Юрий Варум разбудил в дочери любовь к музыке, а мать – театральный режиссер Галина Шаповалова – интерес к сценическому искусству. Анжелика получала музыкальное образование дома. Кроме основных наук, училась игре на фортепиано и гитаре. С детства девушка готовилась к сценическому дебюту, который произошел в 1988 году. Анжелика выступила в качестве бэк-вокалистки в студии отца. Сценический псевдоним она взяла потому, что посчитала неправильным выходить на эстраду с именем Святой Девы. В 1990 году она выступила на телевидении в передаче «Утренняя почта». За этим выступлением последовали сольные концерты по многим городам Советского Союза, Германии, Израиля, США и ряда других стран. Карьера молодой девушки стремительно взлетала вверх. Ее приглашали участвовать в различных телепередачах. Первый сольный альбом появился в 1992 году под названием «Гуд бай, мой мальчик». Вскоре были сняты и видео клипы на песни «Человек-свисток», «Художник, что рисует дождь» и другие. Особой популярностью пользовались песни, исполненные в дуэте с Леонидом Агутиным, а в 2000 году они записали совместный альбом «Служебный роман». 1995 год был триумфальным для певицы: за альбом «Осенний джаз» она получила премию «Овация» и стала лучшей певицей года. Клип, записанный на эту песню, был назван лучшим клипом года. Анжелика Варум также пробует себя в качестве актрисы. Она снялась в известных картинах «Небо в алмазах» и «Досье детектива Дубровского».
|
|
|
|
|
|
Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве. Потеряв своих родных в годы войны, она получила воспитание в детском доме под Уфой. Затем окончила Московский университет, факультет журналистики. Рано начала сочинять стихи, сценарии для студенческих вечеров. Но о писательской деятельности всерьез не думала. После окончания университета работала в московских газетах и издательствах, затем на Центральной студии телевидения. В 1972 году последовал первый опубликованный рассказ «Через поля» в журнал «Аврора». Потом многие годы Людмила Петрушевская работала «в стол». До публикации следующих прозаических произведений прошло более десяти лет. В 1979 году состоялась первая постановка ее пьесы «Уроки музыки», которая была написана еще в 1973 году, в театре-студии ДК «Москворечье». Практически сразу пьеса была запрещена цензурой и опубликована только в 1983 году. В начале 1980-х годов пьесы Людмилы Петрушевской, поставленные в Театре на Таганке, во МХАТе, в театре «Современник», пользовались большим успехом у зрителя. В 1990 году написан цикл «Песни восточных славян», в 1992 – повесть «Время ночь», в 1993 – сказки для детей и взрослых, в 1995 – «Маленькая волшебница» и «Кукольный роман». По ее сценариям также поставлен ряд мультфильмов.
|
|
|
|
|
|
Всероссийский день библиотек по праву является и профессиональным праздником российских библиотекарей — Днем библиотекаря. Этот профессиональный праздник установлен Указом Президента РФ Б. Н. Ельцина № 539 от 27 мая 1995 года «Об установлении общероссийского дня библиотек». В Указе говорится: «Учитывая большой вклад российских библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, постановляю: 1. Установить общероссийский День библиотек и отмечать его 27 мая, приурочив эту дату ко дню основания в 1795 году первой государственной общедоступной библиотеки России — Императорской публичной библиотеки, ныне Российской национальной библиотеки. 2. Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовать проведение в рамках Дня библиотек мероприятий, направленных на повышение роли книги в социально-политической и историко-культурной жизни населения Российской Федерации, а также на решение проблем, связанных с развитием библиотек». Считается, что самая первая библиотека на Руси была основана Ярославом Мудрым в 1037 году при Софийском соборе в Киеве. Редакционная коллегия проекта «Календарь событий» искренне поздравляет всех библиотечных работников с профессиональным праздником. Желаем, чтобы в залы библиотек не иссякал поток любознательных читателей, чтобы ваш труд помогал общению и взаимопониманию между народами.
|
|
|
|
|
|
С 1700 года Россия вела войну со Швецией за выход в Балтийское море. К лету 1703 года были отвоеваны земли в устье Невы, для защиты которых от нападения шведов здесь было необходимо закрепиться. Захваченную крепость Ниеншанц посчитали недостаточно пригодной для этого, место для новой крепости выбрали на острове Енисаари (с финского – Заячий), откуда прекрасно просматривались входы в рукава Невы из Финского залива. 27 мая 1703 года на Заячьем острове Петром I состоялась закладка крепости, с которой начался город Санкт-Петербург – первый русский порт на Балтийском море. Назван город в честь апостола Петра. Возглавлял строительство А.Меншиков, ближайший помощник царя. Считается что чертеж этой первой земляной крепости принадлежит самому Петру I, а математический расчет плана выполнил французский фортификатор Ламбер. Крепость строили солдаты, пленные шведы, от каждой губернии посылались крепостные. Постройка дерево-земляной крепости была завершена в октябре 1703 года. Отмечали это событие и в Москве, и на берегах Невы. Однако после сильного наводнения часть земляных валов была разрушена. Поэтому к середине 18 века крепость была «одета» в камень. С истории создания крепости начинается история жизни города. Первоначально крепость называлась Санкт-Петербургской, но бытовало и другое название – Петропавловская – по имени собора Петра и Павла, расположенного в центре крепости. С 1917 года оно утвердилось как официальное. Во время Октябрьской революции крепость стала полевым штабом Петроградского военно-революционного комитета, руководившего восстанием и взятием Зимнего дворца. В 1924 году в крепости открыли Музей, а с 1993 года Петропавловская крепость объявлена историко-культурным заповедником. Бастионы крепости названы в честь Петра I и его ближайших сподвижников, лично надзиравших за их строительством, – Государев, Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой и Нарышкин бастионы. В состав единого архитектурного ансамбля входят: Петропавловский собор; оборонительные сооружения; Ботный дом, в котором хранится точная копия ботика Петра I «Дедушки русского флота»; здание Монетного двора и др. Казематы Трубецкого бастиона, где с петровских времен держали особо важных государственных преступников, а позднее – одиночки Секретного дома Алексеевского равелина, также стали территорией музея. Ежедневно с Нарышкина бастиона раздается полуденный пушечный выстрел и ежегодно 27 мая Петропавловская крепость становится местом торжественного празднования Дня города Санкт-Петербурга.
|
|
|
|
|
|
Российская национальная библиотека Санкт-Петербурга – старейшая государственная библиотека страны, вторая по величине фондов в России, одно из крупнейших в мире информационно-библиографических учреждений, российский центр научно-исследовательской и научно-методической работы в области библиотековедения, библиографии и книговедения. 27 мая 1795 года Указом императрицы Екатерины II была создана Императорская публичная библиотека и национальное книгохранилище. Тогда же Екатерина II высочайшим повелением одобрила представленный архитектором Е.Соколовым проект здания библиотеки, строительство которой началось в июне 1795 года. Это было первое в России здание, предназначенное именно для библиотеки. Место было выбрано в центре столицы, при пересечении улицы Сенной (Большой Садовой) с Невским проспектом, недалеко от императорского дворца и вблизи оживленного Гостиного двора. По замыслу Екатерины II, национальная Библиотека должна была олицетворять мощь Российского государства, созидательный характер устремлений императрицы, ее приверженность идеалам века Просвещения. Подобно европейским библиотекам, хранившим архивы национальной печати и памятники письменности, новой российской библиотеке предстояло стать собирательницей всех российских книг и рукописей. Но также она была задумана и организована как публичная и общедоступная. Она учреждалась «в пользу любителей учености и просвещения», предназначалась для «публичного употребления», где целью ставилось «общественное просвещение россиян». Формирование фондов библиотеки началось одновременно со строительством здания. В этом же 1795 году по велению императрицы из Варшавы была доставлена коллекция книг братьев Залуских, а чуть позднее поступило знаменитое рукописное собрание чиновника русского посольства в Париже П.Дубровского. Именно с этого собрания в 1805 году в библиотеке возникло особое хранилище – депо манускриптов. В России в день основания Российской национальной библиотеки Санкт-Петербурга на основании указа президента РФ от 27 мая 1995 года отмечается как Общероссийский день библиотек.
|
|
|
|
|
|
Цусимское сражение – одно из трагических сражений в истории российского флота – морская битва в Японском море между флотами России и Японии, начавшаяся 27 мая 1905 года и продолжавшаяся 2 дня в Цусимском проливе. Сражению предшествовал тяжелый переход русских кораблей из Балтийского моря на Дальний Восток длиной 18 тысяч миль (33 тыс. км). Японский флот имел преимущество в бронировании, эскадренной скорости и мощности артиллерийского огня. Кроме того, оборонная промышленность России выпускала снаряды, в 10-15 раз уступавшие по фугасному действию японским. Цусимское сражение стало крупнейшим сражением эпохи додредноутного броненосного флота, в котором российская 2-я эскадра Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Того. Это была последняя решающая морская битва Русско-японской войны 1904-1905 годов, в ходе которой русская эскадра была полностью разгромлена. Большая часть русских кораблей была потоплена японцами или затоплена экипажами своих кораблей, часть капитулировала, некоторые интернировались в нейтральных портах. И лишь четырем удалось дойти до русских портов. Русская эскадра потеряла убитыми и утонувшими более пяти тысяч человек, из них – более 200 офицеры. В плен были взяты несколько тысяч моряков. На интернированных кораблях остались более двух тысяч человек. Всего личного состава эскадры перед сражением было 16 170 человек, из них только 870 прорвались во Владивосток. Несмотря на победу, одержанную Японией, она была истощена войной. Поэтому и Россия и Япония стремились к миру. В июле 1905 года в американском городе Портсмуте начались переговоры, закончившиеся подписанием мирного договора, который устанавливал преобладающее положение Японии в Корее, к Японии отходила южная часть острова Сахалин, и передавались арендные права России на Порт-Артур.
|
|
|
|
|
|
Скотч – разновидность липкой ленты на целлофановой основе, на одной из сторон которой нанесён клей. «Scotch» и «Scotch Tape» – зарегистрированные торговые знаки корпорации 3M. В 1923 году Ричард Дрю устроился на работу в компанию Minnesota Mining and Manufacturing (сейчас название этой корпорации 3M), которая занималась производством наждачной бумаги, вела исследовательскую деятельность в области водонепроницаемых поверхностей и экспериментировала с целлофаном. В 1925 году компания тестировала по магазинам и автосервисам свою новую шкурку «Wetordry», и Ричарду было поручено следить за этим процессом. Как-то раз в автомастерской он заметил, что при покраске кузовов в месте, где поверхность нужно было покрасить двумя или более цветами, разделительные линии получались неаккуратно. Мастерам это не нравилось, и Дрю пообещал что-нибудь придумать. Через некоторое время Ричард действительно принёс маляру клейкую ленту шириной 2 дюйма (5 см) с пластырем на каждом краю. При испытаниях эта лента скукожилась из-за некоторых недоработок. На процесс усовершенствования ушло около 5 лет — только в 1930 году первый рулончик «шотландской» целлофановой ленты с успехом прошел испытания. 27 мая 1930 года Ричард Дрю запатентовал свое изобретение – прозрачную клеющуюся ленту. Первый в мире скотч был сделан из каучука, масел и смол на целлофановой основе. Он был водонепроницаем и противостоял широкому диапазону температур. Первоначально использовался для упаковки обёртки для пищи. Однако в годы Великой депрессии люди сами придумали множество других способов применения скотча на работе и дома: от запечатывания пакетов с одеждой до хранения разбитых яиц. В 1932 году Джон Борден усовершенствовал скотч, добавив «встроенное» лезвие для обрезки, что существенно облегчило использование ленты. В последующие годы были и некоторые другие усовершенствования, а также расширение ассортимента ленты. На сегодняшний день в семействе скотчей 3M более 900 наименований.
|
|
|
|
|
|
Дункан называли гениальной, сравнивали с «родоначальниками новых эпох и стилей». Многие критики находили, что Айседора перевернула и танец, и повседневность. В концертных выступлениях она использовала классическую музыку, иллюстрируя танцем произведения Л.Бетховена, П.Чайковского... Танцовщица достигала большого эмоционального воздействия на зрителя. Айседора Дункан, урожденная Дора Анджела Дункан, родилась 27 мая 1878 года в Сан-Франциско, штат Калифорния, США. Ее отец, обанкротившись, сбежал из семьи еще до рождения дочери, мать одна воспитывала четырех детей. Уже в пять лет маленькую Дору отдали в школу, но в 13 она ее бросила и начала серьезно заниматься танцами и музыкой. В 1896 году она уехала покорять Чикаго, где неудачный роман с женатым мужчиной положил начало несчастьям в ее личной жизни. Свои выступления Айседора Дункан начала со светских вечеринок. Ее, танцевавшую босиком, воспринимали как экзотическую диковину. В 1903 году она впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Тогда же Дункан вместе с семьей совершила поездку в Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, стремясь органически связать танец и музыку. В 1907 году Айседора Дункан дала несколько концертов в Санкт-Петербурге, где познакомилась со Станиславским. А в 1921 году по приглашению Луначарского приехала работать в Россию, приняла российское гражданство и вышла замуж за Сергея Есенина. Их брак продолжался чуть больше года. В 1924 году Айседора вернулась в США. Айседора Дункан танцевала босиком, используя в танце древнегреческую пластику. Ее считают основоположницей свободного танца. В России у нее нашлись последователи – «пластички», или «босоножки». Особо талантливые из них – Алексеева и Руднева – создали собственные студии пластики и музыкального движения. Дункан была не просто артисткой и танцовщицей. Ее стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Айседора Дункан мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Она также значительно повлияла на моду своего периода, предпочитая свободные летящие одежды. Особое влияние на Дункан оказал Ницше. Она написала книгу «Танец будущего», где, люди, описанные в ее книге, как Заратустра у Ницше, видели себя пророками будущего и это будущее воображали в радужных тонах. 14 сентября 1927 года Айседора Дункан погибла в результате несчастного случая в Ницце, задушенная шелковым шарфом, намотавшимся на ось колеса автомобиля. Похоронена на кладбище Пер-Лашез.
|
|
|
|
|
|
Вячеслав Анатольевич Шалевич родился в Москве 27 мая 1934 года. Его детство связано с двором на Арбате, который находился рядом с театром имени Евгения Вахтангова и Щукинским училищем. Любимым развлечением ребят было посещение спектаклей и репетиций. Когда началась война, театр был разрушен, но затем восстановлен заново, и все это происходило на глазах мальчика. Мать растила его одна, отец был репрессирован. После окончания школы он поступил в Щукинское театральное училище (курс Иосифа Рапопорта). Уже на третьем курсе студенты играли в театре им. Вахтангова. В 1958 году, окончив училище, Шалевич стал полноправным членом труппы этого театра. Шалевич играл роли в спектаклях «Неписаный закон», «Потерянный сын», «Иркутская история», «Без вины виноватые»... Работая с великими актерами, Шалевич полюбил свою профессию,и театр стал для него самой жизнью. В 1979 году Шалевич окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе и поставил спектакль «Тринадцатый председатель», который имел грандиозный успех. В 1998 году Вячеслав Шалевич возглавил Театр имени Рубена Симонова, находившийся на грани закрытия, и сумел вывести его из кризиса. В театре ставятся классические и современные спектакли, он постоянно гастролиурет за рубежом, участвует в фестивалях и конкурсах. Вячеслав Шалевич известен и своими киноролями: Швабрина в «Капитанской дочке» (1957), Гриши в фильме «Три тополя на Плющихе» (1967), Аллена Даллеса в телесериале «Семнадцать мгновений весны» (1973), Эренбурга в «Звезде эпохи» (2005). Он в любое время оставался востребованным актёром, сыграв более 100 ролей. В 1979 году он получил звание Народного артиста РСФСР, награжден орденами и медалями.
|
|
|
|
|
|
Мария Васильевна Шукшина родилась 27 мая 1968 года в Москве. Старшая дочь актера, режиссера и сценариста Василия Шукшина и актрисы Лидии Федосеевой-Шукшиной. В кино почти «с пеленок». В 1969 году в возрасте одного года она снялась в киноновелле «Братка», в 4 года — в фильме отца «Печки-лавочки», в 6 лет — в фильме режиссера С. Никоненко «Птицы над городом». После окончания факультета переводчиков Института иностранных языков им. Мориса Тореза работала переводчицей и брокером на Российской сырьевой бирже. Снялась еще в нескольких кинолентах, но переломным моментом в жизни стал 1995 год, когда Мария Шукшина получила приглашение на роль Оли в фильм Петра Тодоровского «Какая чудная игра» и снялась в лирической мелодраме «Американская дочь» режиссера Карена Шахназарова. В 1998 году она снялась в фильме Владимира Бортко «Цирк сгорел, и клоуны разбежались». Всего в фильмографии актрисы около трех десятков фильмов. В 1999 году она была приглашена вести телевизионный проект «Жди меня» на Первом канале и уже почти десять лет ведет эту популярную передачу, помогая людям найти друг друга. В 2008 году Марии Шукшиной присвоено звание Заслуженной артистки России.
|
|
|
|
|
|
Есть такая профессия — Родину защищать! Эта «крылатая» фраза из художественного фильма В. Рогового «Офицеры», наверное, как нельзя лучше отражает смысл и суть профессии пограничника. 28 мая традиционно отмечают свой профессиональный праздник пограничники, несущие службу, кадровые офицеры и ветераны пограничных войск России, Беларуси, Украины, Кыргызстана. В СССР День пограничника отмечался с 28 мая 1958 года и был установлен в связи с тем, что 28 мая 1918 года Декретом Совета народных комиссаров была учреждена Пограничная охрана границы РСФСР. Тогда же было создано Главное управление погранохраны, в которое в полном составе перешли офицеры бывшего Управления отдельного корпуса погранстражи России. Пограничники-летчики несут службу по охране воздушных границ. Пограничники-моряки несут службу по охране морских границ. На береговых заставах тоже несут службу пограничники. Служба пограничников очень опасна, но очень почетна. Свой профессиональный праздник пограничники отмечают с большим размахом. Без преувеличения можно сказать, что празднование этого дня исчисляется сотнями лет — с момента возникновения первых централизованных пограничных застав. Например, в Древней Руси для защиты от набегов кочевников и охраны ее рубежей использовались оборонительные сооружения —валы и засечная черта. Они возводились вдоль границ русских территорий. Для присмотра за ними создавалась засечная стража. Засечная стража — первое упоминание о пограничной службе. День пограничника — это демонстрация боевой мощи этого рода войск, учреждение этого праздника также служит поднятию боевого духа солдат, исполняющих служебный долг перед народом, Родиной и государством. Редакционная коллегия проекта «Календарь событий» искренне поздравляет служащих пограничных войск с профессиональным праздником. Желаем, чтобы подъемы «по тревоге» никогда не нарушали ваш сон, чтобы Родина всегда помнила и чтила своих мужественных защитников. В Армении День пограничника отмечается 26 апреля, в Казахстане — 18 мая, в Молдове — 10 июня.
|
|
|
|
|
|
Святой благоверный царевич Димитрий Угличский, сын царя Иоанна IV Грозного от его седьмого брака с Марией Федоровной (из рода Нагих), родился 1 ноября 1582 года в Москве. После смерти Ивана Грозного на престол вступил старший брат царевича Димитрия, Феодор Иоаннович. Однако, фактическим правителем Русского государства в этот период был его шурин, властолюбивый боярин Борис Годунов, стремившийся утвердить себя и свой род на российском престоле. Для достижения этой цели ему было необходимо, прежде всего, избавиться от законного наследника русского трона, которым из-за бездетности царя Феодора Иоанновича был малолетний царевич Димитрий. Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от московского царского двора. Вместе с матерью, вдовствующей царицей Марией Федоровной, и ее родственниками царевич Димитрий бы отправлен в свой удельный город Углич. Стараясь избежать опасного кровопролития, Борис Годунов попытался сначала оклеветать юного наследника престола, распустив через своих приверженцев лживые слухи о мнимой незаконнорожденности царевича и запретив поминать его имя во время богослужений. Поскольку эти действия не принесли желаемого, коварный Борис прибег к распространению новых вымыслов о будто бы унаследованной от отца склонности к жестокости шестилетнего отрока. Однако, и эти измышления не достигали желаемой цели. Тогда Борис Годунов решился на крайнюю меру. Попытка отравить юного царевича с помощью Василисы Волховой, кормилицы Димитрия Иоанновича, не увенчалась успехом: смертоносное зелье не вредило отроку. Через своего сообщника, Андрея Лупп-Клешнина, Борис отыскал знакомого человека, дьяка Михаила Битяговского, взявшегося собственноручно умертвить царевича. Посланный в Углич со своим сыном Даниилом и племянником Никитой Качаловым будто бы для управления земскими делами и хозяйством вдовствующей царицы, Битяговский поручил Волховой вывести в назначенное время царевича во двор. В субботний день 28 мая 1591 года он был зверски убит заговорщиками ударами ножа в горло и другие части тела и сброшен с лестницы. При виде этого страшного злодеяния пономарь соборного храма ударил в набат, созывая народ. Сбежавшиеся со всех концов города люди отомстили за невинную кровь, самочинно расправившись с жестокими заговорщиками. Впоследствии через своих людей, посланных в Углич для судебного разбирательства, Борис Годунов сумел убедить царя Феодора Иоанновича в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож. Царевич Димитрий был погребен в Угличе в дворцовом храме в честь Преображения Господня. Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благоверного царевича Димитрия стали совершаться исцеления больных. 16 июня 1606 года, в царствование Василия Шуйского, при Патриархе Ермогене, святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистратига Михаила в Москве митрополитом Ростовским и Ярославским Филаретом, отцом будущего царя Михаила Феодоровича Романова. Господь прославил мощи благоверного царевича Димитрия многими чудотворениями. Святитель Димитрий Ростовский составил Житие и описание чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димитрия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами. В Угличе, на месте убиения святого царевича Димитрия, был построен храм его имени, который в народе получил название «церковь царевича Димитрия на крови». В этом храме хранилось рукописное Житие благоверного царевича, написанное святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Во время Отечественной войны 1812 года святые мощи благоверного царевича Димитрия были спасены от поругания священником Московского Вознесенского женского монастыря Иоанном Вениминовым, который вынес их под своей одеждой из Архангельского собора и спрятал в алтаре, на хорах второго яруса соборного храма в Вознесенском монастыре. После изгнания французов святые мощи были торжественно перенесены на прежнее место — в Архангельский собор.
|
|
|
|
|